Демокрит вклад в биологию. Демокрит – краткая биография. Ключевые положения атомизма

Биография

Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ» ). Сограждане сочли Демокрита умалишённым, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа . Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры .

Философия Демокрита

В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим. Демокрит, по словам Сенеки , «самый тонкий из всех древних мыслителей» .

Атомистический материализм

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа (была даже теория, что Левкипп это имя молодого Демокрита, однако она была опровергнута такими учёными как Дильс , Целлер и Маковельский ) об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм ). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей , είδος - «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота . Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена ,

«[Лишь] в общем мнении существует цвет, в мнении - сладкое, в мнении - горькое, в действительности же [существуют только] атомы и пустота». Так говорит Демокрит, полагая, что все ощущаемые качества возникают из соединения атомов [существуя лишь] для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни чёрного, ни жёлтого, ни красного, ни горького, ни сладкого. Дело в том, что «в общем мнении» [у него] значит то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», [а] не по природе самих вещей; природу же самих вещей он в свою очередь обозначает [выражением] «в действительности», сочинив термин от слова «действительное», что значит «истинное». Весь смысл самого [этого] учения должен быть таков. [Лишь] у людей признается что-либо белым, чёрным, сладким, горьким и всем прочим в этом роде, поистине же все есть «что» и «ничто». И это опять его собственные выражения, а именно он называл атомы «что», а пустоту - «ничто».

Принцип изономии

Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения. Описывая взгляды атомистов, их оппонент Аристотель в «Физике » пишет:

… никто [из признающих существование пустоты, то есть атомистов] не сможет сказать, почему [тело], приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное.

По существу, это четкая констатация принципа инерции - основы всей современной физики. Галилей , которому часто приписывают открытие инерции, достаточно ясно осознавал, что корни этого принципа уходят в античный атомизм.

Космология

Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своём стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной плёнки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

Демокрит - сторонник концепции множественности миров . Как описывает взгляды атомистов Ипполит ,

Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других - солнце и луна большие, чем у нас, в третьих - их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом - меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом - идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги.

Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору , Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила . Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.

Этика

Демокрит развивает общеэллинское понятие меры , отмечая, что мера - это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишённом страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».

Однако в другом месте тот же Секст пишет:

Демокрит говорит, что к «людям приближаются некие идолы (образы) и из них одни благотворны, другие зловредны. Поэтому он и молился, чтобы ему попадались счастливые образы». Они - громадных размеров, чудовищны [на вид] и отличаются чрезвычайной крепостью, однако не бессмертны. Они предвещают людям будущее своим видом и звуками, которые они издают. Исходя от этих явлений, древние пришли к предположению, что существует бог, между тем как [на самом деле], кроме них, не существует никакого бога, который обладал бы бессмертной природой.

Будучи сыном своего времени, Демокрит не отрицал существования богов. Боги, как и все прочие вещи, состоят из атомов и потому не бессмертны, но это - очень устойчивые соединения атомов, недоступные нашим органам чувств. Однако при желании боги дают о себе знать образами, которые чаще всего воспринимаются нами во сне. Эти образы могут приносить нам вред или пользу, иногда они разговаривают с нами и предсказывают будущее.

Вклад в другие науки

Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.

Сочинения и доксография

В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель , Секст , Цицерон , Платон , Эпикур и других.

Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике или канонах», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.

Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита - своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона , разбив их по тетралогиям.

Память

Иконография

См. также

Примечания

Литература

Тексты и переводы

  • Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. - Баку, 1946.
  • Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования . - Л.: Наука, 1970. 664 стр.

Источники

  • Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Исследования

  • Асмус В. Ф. Античная философия
  • Асмус В. Ф. Демокрит. - М.: МГУ, 1960.
  • Абакумов Ю. Г. Демокрит. Попытка создания «альтернативной» геометрии // Вестник Забайкальского государственного университета.2011. № 8. С.22-25.
  • Верлинский А. Л. Дата рождения Демокрита у Аполлодора и Фрасилла (Заметки о методах античной хронографии) // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей. - СПб., 1997. - С. 100-127.
  • Виц Б. Б. Демокрит. - М.: Мысль , 1979.
  • Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. - С. 211-238.

Древнегреческий философ Демокрит родился около 460 года до н. э. во Фракии, в городе Абдеры. Прежде там была Античные греки связывали появление города с Гераклом, который воздвиг его в честь лучшего друга Абдера, растерзанного кобылицами Диомеда.

Биографические сведения

К сожалению, биография Демокрита имеет множество белых пятен. Известно, что его отец был высокопоставленным чиновником, который славился своими заслугами перед За это правитель подарил вельможе нескольких магов и ученых. Именно они занимались образованием Демокрита. Еще ребенком он обучился астрологии и богословию. Умирая, отец завещал состояние трем своим сыновьям. Демокрит был младшим из них и взял самую маленькую долю.

Юноша увлекся наукой и был сосредоточен только на своей учебе, практически не обращая внимания на бытовые проблемы или издержки. целиком состоит из различных исследований и предназначенных для них путешествий. Часто он сутками напролет сидел в своей беседке, в которой полностью изолировался от происходящего вовне. Демокрит был долгожителем. Он скончался приблизительно в 370 году до н. э. глубоким стариком. Древнегреческий писатель Лукиан (также интересовавшийся космологией) писал, что мыслитель прожил более ста лет.

Учение об атомах

Больше всего биография Демокрита известна тем, что именно этот античный исследователь развил учение о мельчайшей частице - атоме. Данная теория была заложена его учителем Левкиппом. Демокрит продолжил изыскания древнегреческого философа и пришел к выводу, что весь мир состоит из микроскопических атомов. Эти частицы не возникают и не разрушаются, они имеют определенную форму и непроницаемы. Помимо атомов существует еще и пустота, которая полностью противоположна им. Эти две материи были основными объектами изучения Демокрита. Древнегреческий ученый заключил, что все целые вещи состоят из бесчисленного количества маленьких частиц, которые, кроме того, еще и определяют свойства целого. В зависимости от взаимодействия атомов и их воздействия на органы чувств человека меняются и качества предметов и вещей. Такие понятия, как цвет или вкус, существуют только в нашем сознании, на самом же деле есть только мельчайшие частицы и пустота.

Атомы не могут соприкасаться друг с другом - между ними всегда есть пространство. А это означает, что есть и пустота. Атомистическое учение Демокрита включало себя понятия отталкивания и притягивания частиц, которые приблизились друг к другу на слишком близкое расстояние. Все эти выводы он делал лишь в качестве предположений. В дальнейшем наука подтвердила его тезисы.

Споры с элеатами

Философ Демокрит стал оппонентом школы элеатов. Они заявляли, что мир неподвижен. Демокрит выдвинул противоположный тезис. Его можно озвучить в виде вопроса: "Если мир неподвижен, то как можно объяснить все те изменения, которые происходят вокруг?" Атомизм имел как противников, так и горячих сторонников. Например, это учение в будущем поддерживали Платон и Эпикур.

Биография Демокрита и его тезисы вызвали новую волну интереса во время европейского Возрождения XVI века, когда многочисленные ученые пытались объяснить мир вокруг. Атомизм поддерживали Галилей, Джордано Бруно, Пьер Гассенли, Исаак Бекман и другие знаменитые мыслители эпохи. Учение о микроскопических частицах всего сущего стало надежным подспорьем для химиков, например для

Принцип инозомии

Атомистическое учение Демокрита дало философии принцип инозомии. Это правило было выведено самим античным исследователем. Его можно сформулировать следующим образом: если какое-либо явление не противоречит принципам и законам природы, то рано или поздно оно случится или уже имело место.

Принцип изономии позволил сделать несколько выводов, которых придерживался Демокрит. Основные идеи этой теории заключатся в нескольких тезисах. Во-первых, атомы могут иметь любой размер и форму. Во-вторых, существует Великая Пустота. В-третьих, по ней двигается великое множество атомов, отличающихся скоростью и направлением. У этого процесса нет каких-либо правил. Все движется в хаосе и беспорядке. Именно из этого положения древнегреческий философ Демокрит сделал вывод об уникальности каждого явления или предмета. Уже в Новое время великий ученый Галилей сформулировал принцип инерции. Он во многом основывался на знании об изономии.

Великая Пустота

Понятие Великой Пустоты оказало большое влияние на развитие космологии. Биография мыслителя Демокрита вдохновляла многих философов, пытавшихся объяснить место нашего мира в Космосе (этот термин также имеет греческие корни).

Согласно атомическому учению, в самом начале времен в Великой Пустоте был первоначальный хаос. В нем образовался вихрь, который нес тяжелые и легкие тела, занявшие разное положение. В центре образовалась Земля. Она была сложена из тяжелых тел, которые устремились в сердцевину вихря. Из оставшегося вещества образовалась защитная пленка, отделяющая космос от Великой Пустоты.

Тезисы о мироздании

Демокрит (физика и естественные науки заложены именно им) был сторонником теории о том, что существует множество разных вселенных и миров. Они бесконечны и кардинально отличаются друг от друга. В других мирах существует несколько солнц и лун. Где-то их нет вообще, а есть только аналог Земли в одиноком космосе. Некоторые миры сталкиваются и разрушаются. Их множественность вытекает из принципа изономии. Все эти тезисы сформулировал и изложил философ Демокрит. Биография мыслителя включает самые разные изыскания в естественных науках.

Некоторые из его тезисов были ошибочными. Например, Демокрит считал, что Земля неподвижна (раз она находится в центре мира). Кроме того, мыслитель полагал, что наша планета не может быть круглой. Он объяснял это тем, что в таком случае Солнце заходило бы иначе (по дуге окружности, а не по непрерывной прямой линии).

Космология

Биография (про Демокрита написано много монографий) содержит удивительные выводы ученого. Так, он пришел к выводу, что Млечный Путь на небе - это не что иное, как колоссальное скопление звезд. Из-за того, что на большом отдалении расстояние между ними сливается в одно пятно, получается удивительная картина над головой греков. Демокрит много времени уделил изучению центробежной силы. В его работах можно найти тезис о том, что именно благодаря этому явлению на Землю не падают метеориты и другие небесные тела.

Отражение в источниках

Больше всего биография физика Демокрита удивительна тем, что ни один из его письменных трудов так и не уцелел до наших дней. Это можно объяснить несколькими причинами. В первую очередь виной тому было халатное отношение к памятникам античности во времена раннего Средневековья. Трактаты и книги Демокрита уничтожались намеренно с санкции Церкви или хранились в ужасных условиях тогдашних библиотек.

Именно поэтому современная наука и философия могут оперировать только теми фактами, которые были отражены в трудах других ученых, споривших с древнегреческим мыслителем. Упоминания о Демокрите встречаются у Аристотеля, Цицерона, Секста, Эпикура, Платона и т. д.

Чаще всего в источниках фигурирует название «Великий мирострой». Эта работа Демокрита была посвящена космологии. В ней он пытался подытожить итоги всей своей научной деятельности. Помимо этого, Демокрит известен как создатель одного из первых древнегреческих календарей. Не чуждался он и геометрии, о которой оставил несколько работ. В частности, он первым сформулировал некоторые теоремы и правила определения площади фигур.

Годы жизни: около 460-370 гг. до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Философ

Величайшее достижение: Первым выдвинул предположение, о том, что материя состоит из атомов. Ввел термин «атом»

Демокрит родился в зажиточной семье Греков примерно в 460 г. до н. э. Точная дата, к сожалению неизвестна. С детства, да и всю свою последующую жизнь Демокрит развивался — изучал грамоту и науку, путешествовал и делал наблюдения. Основным достижением философа стала теория о существовании мелких частиц, из которых состоит материя. Демокрит предложил называть их «атом».

Ученый имел довольно много проблем в последующей жизни, так как его взгляды опережали время и шли врозь с устоявшимися морально-духовными канонами эпохи.

Помимо прочего, Демокрит также занимался эпистемологией, антропологией, математикой и биологией. Но в этих областях не достиг таких высот, поэтому в наше время более известен именно как философ.

Демокрит (около 460 г. — 370 г. до н. э.) — философ и младший современник , родившийся в Авдере (по другим источникам — в Милете).

Считается, что совместно со своим учителем Левкиппом, Демокрит первым предложил теорию об атомной структуре Вселенной. Демокрит известен как «смеющийся философ», потому что его смешила глупость людей.

Философ был первым, кто утверждал, что Млечный путь — это не единственная галактика во Вселенной и, возможно, существуют иные миры, с планетами, на которых вполне возможна жизнь (на данный момент физики считают эту теорию математически вероятной).

В ответ на утверждение Парменида о том, что всё в мире едино, Демокрит пытался доказать, что всё созданное, в том числе и человек, состоит из мельчайших частиц, которые он назвал атомами (буквальный перевод с греческого — «неделимое»).

Философ был уверен, что когда мы появляемся на свет, наши атомы формируют тело и душу, а в течение всей жизни именно эти микрочастицы реагируют на внешнюю жизнь.

То есть мы различаем предметы и вещи благодаря атомам: увидев ветку и зеленый цвет и другие характеристики, мы понимаем — это дерево; ощутив бумагу пальцами и увидев знакомые буквы на страницах, человек понимает, что перед ним книга.

Демокрит был уверен, что после смерти атомы, которые были в теле человека, расщепляются и исчезают, а также испаряется душа, поэтому воспринимать окружающий мир больше не представляется возможным.

Одна из теорий философа заключалась в том, что атомы тела и души удерживает вместе тепло, и только благодаря этой связи, существует человек.

Демокрит выдвинул гипотезу о том, что атомы души связаны с огнем, а атомы тела — с землей (об этом много писал ).

Между телом и душой — прямая взаимосвязь. Именно энергия атомов души и тела делает человека живым, способным трудиться, иметь пять чувств, работать, думать и прочее.

Формы атомов, по мнению Демокрита, соответствуют физическим свойствам элемента, строительным материалом для которого они являются. Например, атомы металла — такие же сильные, как и сам металл, а что-либо мягкое состоит из мягких атомов.

Некоторые фундаменталисты были резко против взглядов Демокрита, так как его гипотезы противоречили идее существования загробной жизни.

Знаменитая цитата Левкиппа: «Ничто не происходит случайно; все происходит благодаря разуму и по необходимости» — эта мысль нередко встречается и в трудах Демокрита.

Например, известно его утверждение о том, что атомы функционируют определенным образом, и всё, что случается, связано именно с этим функционированием.

Жизнь Демокрита

Демокрит был сыном обеспеченных родителей и вкладывал много денег в саморазвитие: он постоянно путешествовал, учился, читал. Некоторые легенды гласят о том, что философ был так жаден до знаний, что развлечения, свойственные обычным людям, были ему чужды.

Широко известны также открытия Демокрита в области эпистемологии, антропологии, математики и биологии.

Очень много работ философа посвящены этике. Потому как теория об атомной структуре всего сущего опровергала божественную природу окружающего, перед Демокритом нередко вставали вопросы о морали и человеческой свободе.

Вкратце, по мнению Демокрита, человек должен быть ответственным за свой выбор, в том числе и моральный. Нельзя полагаться на богов и верить в судьбу, которой не существует.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) является основоположником атомизма как философского мировоззрения, которое в значительной мере повлияло не только на развитие философии, но и всего естествознания, особенно физики.

Основные положения: Ничто не возникает из несуществующего и не разрушается в несуществующее. Абсолютное суть атомы и пустота, бытие и небытие. Все остальное лишь считается существующим.

Онтология: учение об атомах. «Ἄτομος» (атомос) значит «неделимый», «неразрезанный на части». Атомы невидимы вследствие своей малости. Их бесчисленное множество. Они непроницаемы, абсолютно плотны, однородны, лишены каких-либо частей. Внутри атома все заполнено, нет пустоты, поэтому нет и движения. Особенностью этой точки зрения является то, что движение материи представляется возможным только как движение отдельных ее элементов (атомов) и, следовательно, благодаря дифференциации материи на атомы и пустоту. Дифференцированность материи – необходимое условие движения, а само движение есть одно из свойств дифференцированной материи. Атом – предел этой дифференциации и, следовательно, предел движения – неделимое простое бытие. Внешне атомы различаются формой, размером, положением или порядком связи с другими атомами. Например, по форме они могут быть, согласно Демокриту, сферическими, пирамидальными, крючковатыми. Атомы отделены друг от друга пустотой (небытием) и находятся по отношению друг к другу в непрерывном движении («носятся в пустоте»), сталкиваются друг с другом, сцепляются и отталкиваются. Из них образуется все многообразие вещей. Все состоит из атомов. Число различных их сочетаний, различных природных форм бесконечно («миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению») (Диоген Лаэртский). «Все возникает по неизбежности», «причина всякого возникновения вихрь», т.е. вихревое движение атомов. По свидетельству Диогена Лаэртского, «этот вихрь Демокрит и называет неизбежностью». Нет ничего без причины. Случай – свидетельство нашего неведения причины. Поэтому все, что существует, существует в силу необходимости. Движение атомов есть их изначальное свойство . Поэтому Демокрит даже не ставит вопроса о причине движения атомов.

Учение о познании: Познание Демокрит понимает как отражение вещей внешнего мира. Видим мы вещи оттого, что в нас попадают и запечатлеваются в душе истечения вещей, их образы («видности»), или «эйдосы». Сами же атомы не воспринимаются чувственно. Их постижение возможно только при помощи ума. Атомы – это умопостигаемые сущности. Демокрит понимает ограниченность чувственного познания и видит в нем низший род познавательной деятельности, не способной по самой своей природе давать истинное знание, а только мнение. Чувственное познание является источником общего мнения и причиной заблуждения людей, когда о предмете судят на основании того, как он воспринимается органами чувств. Не все качества, открываемые посредством органов чувств, существуют в самих вещах. Например, вкус, цвет, запах, теплота и холод. «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности существуют только атомы и пустота». Однако сам Демокрит не дает критерия для разграничения того, что в самих вещах относится к их объективной сущности, т.е. присуще самим вещам и не зависит от воспринимающей способности органов чувств. В теории познания Демокрита можно найти предпосылки античного скептицизма: «мы не воспринимаем, какова в действительности каждая вещь есть и какие свойства в действительности ей присущи» (Секст Эмпирик). Наше чувственное ограниченно и несовершенно.

Учение о душе. Интересны столь же материалистические рассуждения Демокрита о природе души («психеи»). Душа особого рода огонь и теплота. Атомы души имеют сферическую форму, весьма тонки, подвижны и всепроникающи. В силу чего душа является началом, производящим движение живых существ. Жизнь прекращается вместе с прекращением дыхания, т.е. тогда, когда окружающее тело среда вытесняет атомы души, находящиеся внутри тела и дающие ему движение. Будучи вытесненными из тела, атомы, составлявшие душу, уже не существуют в какой-либо устойчивой и связанной форме. Они вливаются в общий космический поток движения атомов. Таким образом, душа разрушается, подвержена гибели точно так же, как и тело. Душа – смертна, а жизнь у каждого живого существа – одна.

Было проведено механическое объяснение природы в учении атомистов. Основателем этого учения Аристотель и Феофраст называют Левкиппа, о котором мы кроме этого не имеем почти никаких сведений. Эпикур даже говорил, что Левкипп – лицо вымышленное, и многие новейшие исследователи находят, что Эпикур был прав. Но независимо от того, был Левкипп реальной личностью или нет, важнейшим представителем атомистического учения был Демокрит Абдерский (около 460–370), по мнению одних – основатель этого учения, по мнению других – ученик Левкиппа.

Демокрит был человек обширной учености, много путешествовавший по Востоку. Он написал очень много сочинений и обладал большим литературным талантом. Он отбросил учение Эмпедокла и Анаксагора о том, что первобытная материя состоит из разных веществ; по его учению, основные частицы материи – простые, неделимые тела (ατομοι, атомы) и отличаются друг от друга только величиной и формой. Вторая существенная идея его учения – признание наличия в мире пустого пространства: без пустоты было бы немыслимо движение.

Философ Демокрит

Атомы, согласно Демокриту, находятся в вечном движении, которое постоянно то соединяет, то разъединяет их. Этот процесс соединений и разъединений производит возникновение и исчезновение отдельных предметов; их взаимодействие производит все бесконечное разнообразие существующего. Центр вселенной занимает неподвижная земля. Она имеет форму плоского цилиндра и окружена воздухом, в котором движутся небесные тела. Демокрит считал их массами вещества, подобного земному, увлеченными быстрым круговым движением в высоту и находящимися в раскаленном состоянии. Все части вселенной проникнуты атомами огня, которые очень мелки, круглы и гладки; эти атомы оживляют вселенную. Особенно много их в человеке, который был главным предметом исследований Демокрита. Он доказывал, что человеческий организм устроен очень целесообразно; мозг он считал вместилищем мышления, сердце вместилищем страстей, но тело, но его мнению, только «сосуд души»; заботу о душевном развитии он считал главной обязанностью человека.

Изменчивый мир явлений – мир призрачный; изучение явлений этого мира не может привести к истинному знанию. Признавая чувственный мир призрачным, Демокрит, подобно Гераклиту говорит, что человек должен при всех переменах обстоятельств сохранять душевное спокойствие. Кто умеет различать существенное от случайного, истину от призрака, тот ищет счастья не в чувственных наслаждениях, а в том, чтобы дать своей душевной жизни правильный ход. Цель жизни, по Демокриту, – счастье; но оно состоит не во внешних благах и наслаждениях, а в довольстве, в неизменном спокойствии души, и достигается воздержностью, чистотою мыслей и дел, умственным образованием; счастье человека зависит от того, как он держит себя; боги дают человеку только хорошее, лишь собственным безрассудством он превращает хорошее в дурное. Применение этих мыслей к делам общественной и частной жизни составляет главное содержание нравственной философии Демокрита. Божественные силы – это, по его учению, силы природы в человеческого разума; божества народной религии – это или призраки, созданные фантазиею, олицетворившей в них свои представления о силах природы и нравственные понятия, или духи («демоны»), существа смертные.

Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит. Итальянская фреска 1477

Обширностью знаний, проницательностью ума и последовательностью выводов Демокрит превосходил почти всех прежних и современных ему философов. Его литературная деятельность была весьма многосторонней. Он писал трактаты по математике, по естествознанию, по нравственным наукам, по эстетике, грамматике, по техническим искусствам. Демокрит оказал большие услуги развитию естествознания; мы имеем о них лишь смутные сведения, потому что его сочинения погибли; но надо полагать, что, как натуралист, он был величайшим из всех предшественников Аристотеля, который был очень многим обязан ему и говорит о его трудах с самым глубоким уважением.