Сколько заповедей в православии. Семь смертных грехов и десять заповедей. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Десять заповедей Божьих в православии играют чрезвычайно важную роль - они являются основой всей христианской веры и представляют собой всю суть христианского закона. Их получил на горе Синай пророк Моисей после того как по воле Господа вывел весь народ Израиля из Египта, где тот пребывал в рабстве.

Азы православия: почему следует исполнять заповеди

10 библейский заповедей или Декалог Бог передал народу еврейскому, во время их пути из рабства в землю, дарованную и Господом - Ханаан.

Изначально Господь Сам начертал их на двух скрижалях, но после они были переписаны рукой Моисея.

Закон можно условно разделить на две части:

  • первые 4 заповеди - об отношениях человека к Господу;
  • последние 5 - об отношениях между человеком и ближними.

Закон Божий сложно исполнять людям с греховной натурой. Однако это то, к чему необозримо нужно стремиться. Для чего это нужно?

Точно так же как действуют сила притяжения, гравитации и пр., существуют и действуют духовные законы. Нарушение их приводит к угрозе плотской и духовной смерти.

Люди не возмущаются по поводу существования силы тяготения, и они знают, что, если прыгнуть с высоты, можно разбиться. Тоже самое и с длительным погружением по воду или попадания в огонь. Почему же соблюдение закона Господа вызывает столько возмущения?

Атеисты живут так, как будто духовного мира не существует, но это не избавляет их от действия духовных правил. Если человек не верит в силу притяжения, это не значит, что ее нет и нарушение ее приведет к смерти. То же самое касается и Декалога - нарушение приведет вначале к духовной смерти, а затем и плотской.

Многие люди рассматривают Декалог как свод правил для попадания после смерти в рай . Но это ошибочно, поскольку цель - это доказательство человеку, что он самостоятельно не может справиться и нуждается в Божьей помощи и в Иисусе Христе. Никто не может досконально выполнять это самостоятельно, но только с Божьей помощи. Мы все нуждаемся в смерти Иисуса Христа и в Божественном прощении с искуплением. Следует просить Господа о помощи в исполнении закона и молить в раскаянии, если он был нарушен.

Важно! 10 библейских заповедей необходимо знать тому, кто считает себя истинным христианином, поскольку по ним он может проверять свой жизненный путь и сверять его с тем, который уготовил Господь.

Моисей с данными ему заповедями

Заповеди Божьи и их толкование

На 2 каменных скрижалях Творец написал 10 правил и передал их Моисею. Тот оставался на горе еще 40 суток, а затем спустился к народу, но то что он увидел там было ужасно - евреи отлили себе тельца из золота и сделали его своим богом. Моисей в гневе бросил скрижали на землю и разбил их.

После того как народ был наказан, Моисей вновь поднялся на гору и записал их еще раз. Следует рассмотреть их всех подробно, для лучшего понимания.

Первая

«Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

О чем это говорит? Наш Господь - это истинный и живой Бог, который один во всей Вселенной и за ее пределами. Именно Он - Создатель всего мира и всех творений, которые Им одним живут и существуют. Христианская религия - религия монотеизма. В ней нет места сонму богов, как было в греческой, римской и персидской культуре.

Бог лишь один. В Творце сосредоточена вся сила, а за Его пределами ее просто нет. Он - начало времен и их конец, Он начало времени и конец. Передвижение солнца по небосклону, движение капли по листу, перемещение муравья и бег леопарда - во всем этом есть Божья рука и все это возможно лишь благодаря Ему.

Несмотря на множество имен Господь один. В Писании Он называется себя Яхве (Я Тот, Кто Я есть), Иегова (Я стану), Бог Вседержитель, Элохим (Бог), Адонай (Господь), Саваоф (Господь воинств). Но это лишь характеристики, черты характера. Он источник силы, как духовной, так и материальной, поэтому лишь к Нему следует приходить.

Согласно этому грех:

  • многобожие;
  • магия;

Вторая

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

За убийство человек понесет страшное наказание. Причем следует учитывать, что убить можно и простыми словами. Следует следить не только за своими руками, но и языком.

Седьмая

«Не прелюбодействуй».

Отец Небесный сотворил семью вначале бытия. Его задумка - это мужчина и женщина, принадлежащие друг другу. Тут нет места третьему.

Несмотря на еретические предания о второй жене Адама Лилит, Бог создал лишь Адама и Еву. Поэтому муж и жена должны заботиться друг о друге, любить и не смотреть/думать о других.

Семья - это не всегда легко, но человек должен следовать закону.

Читайте о семье в православии:

Восьмая

«Не укради».

Важнейший закон в сфере человеческих отношений - не следует брать что-то, принадлежащее другому. Это касается как мелочей, так и каких-то крупных вещей.

Отец Небесный дарует каждому по своей воле, поэтому если человек ворует, он проявляет неуважение не только к труду ближнего, но и к Богу. Если же он думает, что у кого-то чего-то больше и это несправедливо, то это также выражает неуважение и непослушание Божьей воле.

Девятая

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Ложь портит все и рано или поздно открывается. Не следует быть лживым в отношении других или себя. Обман не приносит ничего хорошего, а мотивы к нему почти всегда греховны.

Вседержитель знает истину всегда и для людей она рано или поздно откроется. Этот закон позволяет сохранять духовное здоровье человека.

Десятая

«Не желай дома ближнего твоего и ничего, что у ближнего твоего».

Это правило перекликается с 8-м, но оно более развернуто. В оригинале Бог говорит о жене, о скотине, об имуществе.

Даже одно желание иметь что-то чужое считается грехом. Желание является зерном греха, и. если вовремя не выкорчевать, оно прорастет в огромное дерево.

Заповеди Христа

Следует понимать, что перечисленные 10 законов и 9 евангельских заповедей различны между собой, хотя исполнять необходимо их всех.

Первые были получены Моисеем от Господа как основа закона для евреев, которые стали Божьим народом. Именно они были созданы, чтобы отделить евреев от всех остальных народов, живших по своим законам. Благодаря им евреи стали обособленным, Божиим народом еще на заре становления религии. Они были призваны не только создать общество и государство, но и оградить людей от греха.

Заповеди же Христа, данные им в Нагорной проповеди в 5-7 главах Евангелия от Матфея, несколько отличаются.

Нагорная проповедь

Они говорят о духовном мире, и почти не касаются плотского. Христос в них дает определение того, какой должна быть христианская душа, как должен развиваться верующий человек в Боге.

Важно! Заповеди Христа никоим образом не отрицают основного закона (Декалога), но наоборот, продолжают его. Если Господь формирует законом общество и отношения между людьми, то Христос говорит о внутреннем мире человека и его формировании.

Посмотрите видео о заповедях Иисуса

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, призванный верить и служить Богу, из которого в последствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира – Господь Иисус Христос.

Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествует книга Исход в 19-20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив – две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: “Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом. ” Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: “Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны .” Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.

Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом. (Местонахождение каменных скрижалей с Десятью Заповедями – неизвестно. Во 2-й главе Вторая книга Маккавеев повествует, что при разрушении Иерусалима Навуходоносором в 6-м столетии до Р.Х. пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другие принадлежности храма в пещере на горе Нев»о. Гора эта находится в двадцати километрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море. Перед самым вступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р.Х). на этой же горе был похоронен пророк Моисей. Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом). Эти заповеди мы здесь приводим:

1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: “Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.. . ” “Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу ” (Еф. 5:22-23;6:1-4, Кол. 3:18-20; 1 Тим. 5:4).

Что касается отношения к посторонним людям, то Христианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: “Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ” (Рим. 13:7).В духе этого апостольского наставления христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту. Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия – отжившими. Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: “Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего ” (Лев. 19:32).

Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: “Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога ” (Деян. 4:19) должно быть готовым претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало.

В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил Своих последователей любить всех людей, в том числе и своих врагов: “Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного ” (Мф. 5:44).

Примечание: Как следует смотреть на войну и на смертную казнь преступников? Ни Спаситель, ни Его апостолы не диктовали гражданским властям, как те должны решать свои государственные и общественные проблемы. Христианская вера ставит себе целью преобразить самое сердце человека . Пока зло живет внутри людей, войны и преступления – неизбежны. Если же люди станут лучше, то и войны и преступления прекратятся.

Несомненно, что война есть зло. Но войну оборонительную следует признать, как меньшее зло в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны и всех последствий агрессии. Убийство на войне церковь не рассматривает, как частный грех человека, когда воин идет “отдать душу свою за ближних своих.” Среди воинов существуют и святые, прославленные чудесами: св. великомученик Георгий, св. благоверный князь Александр Невский, святые Федор Тирон, Федор Стратилат и другие. Смертная казнь преступника относится также к общественному злу и может быть объяснима необходимостью уберечь благонамеренных граждан от большего зла – грабежа, насилий и убийств.

Запрещая насильственное отнятие жизни, христианская вера учит спокойно смотреть на смерть, когда неизлечимая болезнь подвела человека к ее порогу. Является неправильным употреблять героические средства, чтобы продлить часы умирающего. Лучше помочь ему примириться с Богом и мирно отойти в вечность, где мы все встретимся.

Тяжелым грехом против седьмой заповеди является гомосексуализм. Развратники всячески пытаются этот грех оправдать. Этот постыдный грех апостол Павел строго бичует в первой главе своего послания к Римлянам (ст. 21-32). Древние города Содом и Гоморра были истреблены Богом именно за этот грех (Бытие 19-я глава, смотри соборное послание ап. Иуды 1:7).

Относительно плотской распущенности Писание предупреждает: “Блудники грешат против собственного тела. ” “Блудников и прелюбодеев судит Бог ” (1Кор. 6:18; Евр. 13:4). Невоздержанная жизнь расслабляет здоровье, расслабляет душевные способности человека, в особенности – его воображение и память. Надо хранить свою нравственную чистоту, потому что наши тела – “члены Христовы и храмы Духа Святого ”.

Задачей нашей жизни является приобрести чистое сердце. В чистых сердцах почивает Господь. Поэтому: “Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ” (2Кор. 7:1). Господь Иисус Христос обещает человеку великую награду за сердечную чистоту: “Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога ” (

Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.

В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. И физические, и духовные законы даны Самим Богом. Мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни с предупреждениями, ограничениями и запретами, и ни один нормальный человек не скажет, что все эти предписания излишни и неразумны. Законы физики содержат немало грозных предупреждений, также и химические законы. Известна школьная поговорка: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!» Идем на работу — там свои правила техники безопасности, их надо знать и соблюдать. Выходим на улицу, садимся за руль — должны соблюдать правила дорожного движения, в которых очень много запретов. И так везде, в любой области жизни.

Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди . В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.

Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей , на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей закона Божиего :

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.

Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Грехами против первой заповеди являются:

  • атеизм (отрицание Бога);
  • маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
  • язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
  • ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
  • отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью... и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22-23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.

Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.

Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание... есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Святитель Николай Сербский. Притча

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача ) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид — все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.

Восьмая заповедь

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешим мы против девятой заповеди не только тогда, когда возводим клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Рассказ преподобного Иоанна Савваитского

Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.

При создании человека Бог снабдил его внутренней духовной силой, которая называется совестью, или внутренним законом Божьим. Этот внутренний голос говорит человеку, что такое хорошо и что такое плохо, что справедливо и что несправедливо. Совесть заставляет человека делать добро и избегать зла.

Духовная сила человека, то есть совесть, связана с силами души: умом, сердцем и волею. Со времени грехопадения человека ум, сердце и воля его помрачились, и поэтому голос совести оказался слабым. И если человек не развивает в себе духовную силу, то голос совести может постепенно угаснуть и умереть.

Поэтому Господь дал нам внешний закон — заповеди, чтобы мы всегда могли стоять на страже своей совести. Главные десять заповедей были начертаны Богом на двух каменных скрижалях в Ветхом Завете через пророка Моисея. В Новом Завете Господь Иисус Христос углубил и возвысил эти правила и сказал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (или восполнить) (Мф.5,17).

Спаситель учил исполнять эти заповеди не только делом, но и в мыслях и в желаниях, требуя от своих последователей чистоты сердца.

1. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня.

2. Не сотвори себе кумира и всякого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (всуе).

4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней трудись и делай в них все дела твои, седьмой же день покоя, суббота, пусть будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и чтобы долголетен ты был на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

10. Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего того, что есть у ближнего твоего.

Первые четыре заповеди заключают в себе любовь к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Последние шесть — любовь к ближнему: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф.22;37-40).

1. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня.

Первой заповедью Господь Бог указывает нам на Самого Себя, как на источник всех благ. Господь внушает нам познавать и почитать Его — Единого истинного Бога. И больше никому не воздавать Божеского почитания.

Чтобы познавать христианского Бога, нужно изучать Священное Писание и Священное Предание (толкования святых отцов и учителей православной Церкви). Святые отцы разъясняют истины веры и пути духовной жизни, указанные в Писании. Вне Предания правильное понимание Писания невозможно.

Также для Богопознания мы должны посещать храм, так как все Богослужения наглядно поучают о Боге и делах Его. В наш технический век можно слушать проповеди православных пастырей не только в храмах, но и дома в аудио или видеозаписях.

Почитание Бога должно быть внутренним и внешним, так как душа наша тесно связана с телом. Внутреннее Богопочитание — это:

  • искренняя вера в Бога
  • всегдашняя память о Нем
  • надежда, или упование, на Него
  • любовь, благоговение и послушание Богу, то есть доверие Его промыслу о нас, исполнение заповедей
  • прославление и благодарение Господа как Творца, Промыслителя и Спасителя нашего
  • молитва, как движение Духа к Богу.

Внешнее Богопочитание — это:

  • Наружная молитва с крестным знамением, поясными или земными поклонами перед святыми иконами. Когда внутренняя молитва соединяется с наружной, тогда быстрее достигает своей цели.
  • Безбоязненное исповедание Бога перед всеми, даже если бы пришлось за это пострадать и умереть.

Ангелов и святых угодников Божьих мы должны почитать, но не как Бога, а как служителей Его, наших помощников и молитвенников перед Ним. Деву Марию должны почитать как Божью Матерь.

Грехи против первой заповеди:

Безбожие, многобожие, неверие, ересь, раскол, богоотступничество, отчаяние, волшебство, суеверие, леность к молитве и богоугодным делам, любовь к твари больше чем к Богу, человекоугодие, самонадеяние, человеконадеяние.

2. Не сотвори себе кумира и всякого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

Человек — существо духовное и вынужден что-либо обожествлять. Если человек не верит в Бога — Творца, то он обожествляет вещи или тварных существ — идолов. Но еще хуже, когда человек обожествляет дело своих рук и своего разума. Чему человек отдает свое сердце и все свои мысли, то и является его богом.

Если, например, человек отдает свое сердце и все свои мысли семье и другого бога не знает, то семья для него является богом. Это болезнь души одного рода. Если человек отдает всего себя любостяжанию, то деньги для него — божество. Это болезнь души другого рода. Если человек желает славы, похвал, первенства, возвышения над другими людьми и считает себя лучше всех, то он сам себе бог, которому приносит в жертву все. Это болезнь души третьего рода.

Кумирами могут быть звезды эстрады, кино, спорта и др. Среди христиан вместо языческого идолопоклонства бывает более тонкое: служение греховным страстям, таким как, например, сребролюбие, чревоугодие, пьянство, тщеславие, гордость и др.

Поклонение святым иконам (в переводе с греческого — изображениям) не противоречит второй заповеди. Молясь перед иконой Спасителя, мы молимся не материи, а Тому, Кто на ней изображен. Когда видишь образ любимого человека (например, фотографию), то вспоминать о нем гораздо легче. Так же, когда мы молимся перед иконами Пресвятой Богородицы и святых, мы умом возносимся к ним самим.

Имя Божие нужно произносить со страхом и благоговением в молитве, в учении о Боге, в благочестивых разговорах, в законной присяге или клятве.

Третья заповедь запрещает грехи, происходящие от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу:

Ропот на Бога (жалобы на Его промысл); невнимательная молитва; богохульство (дерзкие слова против Бога); кощунство (неуважение или насмешки над священными предметами); нарушение данных Богу обетов; ложная клятва; клятвопреступление.

4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней трудись и делай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.

Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой день почил и назвал его суббота, что значит покой. Потому благословил Господь день субботний и освятил его (Исх.20;8-11).

День Христова Воскресения — это день, о котором Господь предсказывал: «И знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя» (Иезек.39;13). Когда восходит солнце, звезды перестают быть видимыми. Так же и суббота формально не была отменена, но она померкла в свете Воскресения Христова. Господь установил воскресенье как день более великий, чем субботний.

Почитание субботы в православии переосмыслено и переведено на более духовный уровень. Господь Иисус Христос освободил нас от ветхозаветного понимания субботы, которое касалось только внешних вещей и действий: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2;27). «Можно в субботу добро делать» (Мк.3;4).

Под субботой в православии подразумевается совокупность всех внешних церковных предписаний (канонов): праздники, посты (см. ), Богослужения, принятие таинств, молитвенные правила и др. Эти каноны установлены святыми отцами как помощь к правильной христианской жизни, как помощь к исполнению заповедей.

Но святые отцы предупреждают, что если человек будет исполнять все церковные предписания (то есть субботу) без духовного подвига по Евангелию (в толковании святых отцов), то это может оказаться для него более вредным, чем полезным. Это может привести к развитию самомнения, гордыни, тщеславия (фарисейства).

Субботний день почитается в православии тем, что в субботу не бывает строгого поста, (так же, как и в воскресенье); в субботу по особому чину совершается литургия; на этом дне завершается цикл Богослужебной седмицы. В православных странах суббота является нерабочим днем, как и воскресенье.

После Своей смерти на Кресте Иисус Христос в субботу сошел во ад и вывел из него всех праведников, поверивших в Него. Поэтому в православной Церкви суббота считается поминальным днем. А в дни вселенских родительских суббот Церковь молится о всех почивших православных христианах.

Грехи против четвертой заповеди:

леность трудится в будничные дни; непосещение воскресных и праздничных Богослужений; разговоры или рассеянность на службах; опаздывание на Божьи службы; нарушение постов; пьянство и разгул в праздники; нерадение о спасении своей души; немилосердие к бедным, больным, заключенным и др.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и чтобы долголетен ты был на земле.

Пятая заповедь обязывает нас почитать родителей. Это значит: оказывать им уважение и любовь, исполнять их добрые советы и наставления, помогать им в трудах, заботиться о них в нужде, в старости и в болезни, молиться о них Богу при жизни и после смерти.

Эта заповедь дает обетование долголетия и земного счастья тем, кто ее исполняет. Это можно видеть из священной истории. У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Ханаан же был одним из сыновей Хама. Когда Ной вышел из ковчега, он насадил виноградник, выпил вина и опьянел, и лежал обнаженным в своем шатре. Хам, увидев это,надсмеялся над отцом и рассказал братьям. Сим и Иафет, не глядя на наготу отца, покрыли его одеждой.

Узнав об этом, Ной проклял Ханаана, сына Хамова, и сказал, что он будет раб рабов у братьев своих. Потом Ной сказал: «Благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых, Ханаан же будет рабом ему.» (Быт.9;18-27)

Для Сима и Иафета, почитавших своего отца, и их потомков исполнилось обетование благополучия на земле. А для Хама, издевавшимся над своим отцом, и его потомков исполнилось проклятие: хананеи были рабами у евреев (семитов), а негры (хамиты) были рабами у белой расы (иафетитов).

Вместе с родителями мы должны почитать своего духовного отца и всех лиц духовного сана, которые учат нас вере и молятся о нас; учителей, воспитателей и благодетелей; гражданских начальников, которые нас защищают от врагов и преступников; и вообще всех старших и особенно стариков.

Подчиняться родителям и начальникам нужно до тех пор, пока их приказы не противоречат воле Божьей, то есть Его заповедям, потому что для христианина никто в мире не может быть больше Бога. (Деян.4;19)

6. Не убивай.

6-я заповедь обязывает нас беречь свою жизнь и жизнь других людей. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. И убийца покушается на образ и дар Творца. Спаситель Иисус Христос придал этой заповеди более глубокий духовный смысл: чтобы мы были милосердными и совершенными, как Отец наш Небесный.

Господь приравнивает к убийце всякого гневающегося на «брата своего напрасно», злословящего и уничижающего его. (Мф.5;22). «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (Ин.3;15). Эта заповедь запрещает все пути, ведущие к убийству:

гнев, ярость, ревность, ненависть, зависть, злость, злословие, ссоры, драки, раздражительность, памятозлобие, мщение, клевета, осуждение и др.

Каин убил своего брата Авеля по духовной зависти, потому что Господь призрел на Авеля и дар его, а на Каина и дар его не призрел (Быт.4;3-8). Братья Иосифа позавидовали ему за то, что отец любил его больше их и подарил ему цветную одежду, и хотели убить его (Быт.37;18).

Человек бывает виновен в убийстве даже тогда, когда только способствовал этому или бездействовал: например, когда кто-либо не вызовет врача; когда не поможет нуждающемуся или больному; не предупредит об опасности; когда судья осудит заведомо невиновного; когда кто тяжелым трудом изнуряет своих подчиненных или не платит им зарплату; кто приказом или советом помогает другим совершать убийство.

Кроме телесного убийства есть более страшное, духовное убийство — соблазн. Если кто-либо своим примером или уговорами соблазняет ближнего в неверие или на путь порочной жизни, тот становится духовным убийцей. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18;6-7).

Самый страшный грех против шестой заповеди — самоубийство, потому что он лишает человека возможности покаяться. К самоубийству ведет отчаяние, ропот на Бога, восстание против промысла Божия. Медленное самоубийство совершают наркоманы, пьяницы, курильщики. К убийству относится и страшный грех аборта.

Иисус Христос учит, что надо делать, чтобы не грешить против шестой заповеди: не воздавать злом за зло, помогать больным, бедным и нуждающимся, прощать обиды и никого не обижать, примиряться с гневающимися, любить врагов. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф.5;43-47).

Убийство врагов на войне Церковь не считает частным грехом человека. Защищая Отечество, воин проявляет любовь к ближнему и готов «положить душу свою за друзей своих» (Ин.15;13).

7. Не прелюбодействуй.

Седьмая заповедь повелевает неженатым соблюдать целомудрие и чистоту в делах, словах, мыслях и желаниях, а женатым — хранить взаимную верность и любовь. Для этого нужно избегать того, что может возбудить нечистые чувства: сквернословия, сладострастных бесед и чтения и фильмов, пьянства. Надо хранить чувства, особенно зрения, слуха и осязания. Надо отвергать блудные помыслы и мечтания. Хорошо служить больным и увечным, вспоминать о смерти и аде.

Господь говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28). Апостол говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют (1Кор.6;9-10). «Кто разводится с женой своей кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Мф.5;32).

8. Не укради.

Восьмая заповедь запрещает присвоение чужого имущества каким-либо способом. Виды кражи:

  • Воровство — тайное похищение чужой вещи.
  • Грабительство, рэкет — насильное отнятие чужого имущества.
  • Взяточничество, коррупция — подкуп или продажность должностных лиц.
  • Тунеядство — жизнь за чужой счет.
  • Лихоимство — когда наживаются на чужой беде, не платят рабочим.
  • Обман, мошенничество — присвоение чужого имущества хитростью, уклонение от платежа долга или налога, обмеривание и обвешивание, утаивание найденной вещи.

Нарушение восьмой заповеди связано со страстью любостяжания, или сребролюбия: это пристрастие к деньгам и всякому имуществу, желание обогатиться, скупость, жадность, корыстолюбие, неверие и неупование на Божий промысел. Апостол Павел называет любостяжание идолослужением (Кол.3;5).

Избавить нас от любостяжания может только надежда на Бога и Его промысел о нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6;33). Это значит, верующим в Него Господь обещает дать все необходимое для жизни. Мы должны развивать в себе честность и бескорыстие.

«Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне (богатству) (Мф.6;24). Господь призывает нас не собирать сокровища на земле, где их истребляют моль и воры, а собирать сокровище на Небе (оказывать милосердие нуждающимся). » Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6;19-21).

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

Девятая заповедь запрещает лгать и ложно свидетельствовать на ближнего тайно, открыто и в суде. Самая опасная ложь — лжесвидетельство в суде, так как здесь человек клянется именем Божьим. Лжесвидетель не только наносит моральный и материальный ущерб обвиняемому человеку, но гораздо больше вредит своей душе: развращает и помрачает свою душу.

В Евангелии сказано, что ложь от лукавого и что он (диавол) лжец и отец лжи (Ин.8;44). А истина есть Бог, ибо Сам Христос говорит: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин.14;6).

Есть три различных вида лжи:

  • мыслью,
  • словом,
  • самой жизнью.

Мыслью лжет тот, кто верит своим помыслам, своим мнениям и подозревает кого-либо. От этого происходят любопытство, подсматривание, подслушивание, злословие, осуждение, сплетни, клевета, ложные доносы. Если диавол внушает нам лукавые помышления, то их сразу надо обращать в добрые.

Словом лжет тот, кто боится, что его будут ругать или укорять за проступок, и поэтому оправдывает себя и не хочет смириться, то есть признать свою вину (эта ложь от тщеславия). Или если он желает чего-нибудь, то не говорит «Я этого желаю», а извращает свои слова и лжет до тех пор, пока не удовлетворит своему желанию (эта ложь от сластолюбия). Или он лжет ради приобретения, обманывает (эта ложь от сребролюбия). Такому человеку никогда не верят, даже когда он и правду скажет.

Жизнью своей лжет тот, кто будучи злым, притворяется добрым, или будучи блудником,притворяется воздержным и т. п. Такой человек лжет или для того, чтобы покрыть свой стыд и не смириться, или для того, чтобы кого-нибудь обольстить. Если сам сатана принимает вид ангела света, то и слуги его принимают вид служителей правды. (2Кор.11;14-15). Жизнь такого человека двойственна и лукава, разная внутри и снаружи.

10. Не пожелай всего того, что есть у ближнего твоего.

Десятая заповедь запрещает зависть — эгоистичные мысли и желания обладать тем, что принадлежит ближнему, потому что злые желания и мысли рождают злые поступки:

«Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф.15;19).

Зависть — это одно из самых страшных зол. «Завистью диавола вошла в мир смерть и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.Сол.2;24). Обычно зависть соединяется с чувством злорадства и связана со другой страстью — тщеславия, честолюбия или корыстолюбия, сребролюбия.

Поэтому, если победишь в себе честолюбие, то не будешь завидовать ближнему, который преуспел больше тебя. А если победишь сребролюбие, то не будешь завидовать богатым. Ибо зависть происходит от самолюбивого желания славы и богатства.

Страсть зависти питается злобными выходками против соперника. Поэтому для борьбы с завистью христианин должен останавливать себя на любом желании пристрастно отозваться о ближнем по зависти или злобе. Надо хранить чистоту сердца от всяких пристрастий к земному. Надо быть довольным тем, что имеем и благодарить за это Бога. Надо радоваться за успехи и богатство ближних, радоваться, а не завидовать.

Посмотрите видео о заповедях Божьих. Из него узнаете, откуда взялись эти заповеди и что они обозначают.

Краткое толкование заповедей Божьих для детей

Детям можно объяснить так 10 Божьих заповедей:

1. Я Господь Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Это значит, что Бог один, и в Него надо верить всей душой, любить и слушаться Его больше всего на свете, так же как ты любишь и слушаешь папу и маму. Пусть Господь будет смыслом всей твоей жизни, управляет и властвует в ней. Не забывай, что Бог следит за всеми твоими поступками, желаниями и мыслями. Поэтому молись Ему, чтобы Он не дал тебе согрешить.

2.Не делай себе кумиров, не поклоняйся и не служи им.

Не поклоняйся ложным богам — кумирам, например, звездам эстрады, кино, спорта. Не верь в астрологию и в то, что наша судьба зависит от звезд. Поклоняйся только единственному Богу, хотя идолов на земле очень много. На Бога надейся, а не на людей.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Имя Божье произноси всегда с вниманием и благоговением в молитве или в благочестивых разговорах о Боге. Когда ты произносишь слово «Господи», ты как бы берешь телефон и набираешь номер Бога, и на другом конце Господь говорит тебе «Слушаю». Поэтому напрасно не тревожь Бога в пустых разговорах.

4. Шесть дней трудись и делай в них все дела твои, а седьмой — день праздника — посвяти Господу Богу твоему.

Шесть дней прилежно учись в школе, дома делай уроки и помогай родителям. Молиться и исполнять заповеди тоже надо в эти дни. Но седьмой, воскресный день, особенно посвящай Богу: посещай Богослужение и воскресную школу, познавай Божью премудрость. И с Богом всегда будешь счастлив и утешен.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

Относись с уважением к папе и маме, слушайся их и помогай им. Пока ты маленький, родители заботятся о тебе. А когда ты вырастешь и родители твои состарятся, тогда ты должен будешь заботиться о них. Если будешь так делать, то Господь обещает тебе счастливую и долгую жизнь на земле. Так же надо уважать всех старших.

6. Не убивай.

Людей можно убивать не только оружием, но грубым словом, дерзким поведением. Никогда не обижай младших и старайся защищать того, кого обижают. Не дразни товарищей и не давай им кличек, а зови их по имени. Будь вежлив со всеми людьми. Животных тоже не обижай.

7. Не прелюбодействуй.

Пока ты маленький, будь верным и преданным другом, помогай другу в беде. Не предавай и не бросай друга в беде. А когда вырастешь и вступишь в брак, будь верным своей половинке, не изменяй своей любви. Проси у Бога помощи, чтоб соблюдать чистоту своего сердца.

8. Не кради.

Не бери без разрешения чужих вещей. Тот, кто у людей забрал вещь путем нечестным, человек тот вором стал, это станет всем известно. Пусть не сразу, не сейчас, но все узнают тайну эту, Бог покажет всему свету, явно за обман воздаст.

Если тебе дали вещь (например, книгу) на время, отдавай ее вовремя. Если нашел что-нибудь на улице, постарайся найти хозяина вещи, напиши объявление о находке. Если нашел телефон, позвони кому-нибудь в контактах и сообщи об этом. Береги честь смолоду!

9. Не лги, не лжесвидетельствуй.

Иногда тебе может казаться, что ложь поможет избежать наказания или неприятностей. Но рано или поздно любой обман откроется и тайное станет явным. Если ты будешь лгать, то лишишься доверия близких людей и Божьей милости. Не бойся говорить правду в любом случае, чтобы тебя не мучила совесть.

Также нельзя клеветать и порочить невинных людей. Старайся видеть в своих ближних не плохие качества, а добрые и хорошие. Для этого проси Божьей помощи.

10. Не желай ничего того, что есть у ближнего твоего.

Бог каждого человека одаривает по-своему: кого-то — богатством, кого-то силой или мудростью, а кого-то другими талантами. Не завидуй талантам других, а ищи и развивай свои таланты и будь благодарен за них Богу. Радуйся не только тому, что есть у тебя, но и что есть у ближнего твоего, и будешь счастлив.

7 смертных грехов в христианстве – список и толкование

Грехи называются смертными, потому что они отдаляют человека от Бога и Его благодати, а это — смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа не может переживать духовную радость и умирает. Но и для таких людей существует возможность спасения, если они прибегнут к покаянию и обратятся к Богу за помощью.

Смертные грехи, которые делают человека повинным вечной смерти или погибели:

1. Чревоугодие, обжорство, пьянство

Чревоугодие, соединенное со страстью к различным пиршествам, по примеру евангельского богача: его увеселения заключались в пьянстве, объядении, распутстве; он был не лучше свиньи, валяющейся в грязи.

Богач ни разу не смилостивился над нищим Лазарем и ничего ему не дал, а все отправлял в свою ненасытную утробу. После смерти богач попал в ад, а Лазарь — на лоно Авраамова. «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2;13). Такое чревоугодие — идолопоклонство.

2. Сладострастие

Страстное желание плотских удовольствий, похоть, распутство, блуд. Жизнь по примеру блудного сына, который расточил на распутную жизнь все отцовское наследство. Блуд опасен тем, что человек теряет способность любить. В результате грехов блуда происходит вырождение целого народа. За такие грехи Господь уничтожал целые города и империи, например, Содом и Гоморру, Римскую империю.

3. Алчность

Алчность — высшая степень сребролюбия, Иудина жадность к деньгам, влекущая за собой воровство, разбой, жестокость и всякие неправедные приобретения. Ненасытимое желание иметь все больше и больше. Не дает возможности подумать о Боге, потому что этот грех — идолопоклонство. Такой человек — раб мамоны.

4. Гнев

Гнев — неистовая страсть, чувство сильного возмущения и негодования, легко выводит человека из себя и делает душу зверской. Если человек в припадке гнева увидит себя в зеркале, он ужаснется. Но гнев помрачает больше душу, чем лицо. Этот грех часто порождает убийства.

Если страсть гнева долго владеет человеком, то часто превращается в ненависть — самый отвратительный грех, так как ненавидящий брата своего есть человекоубийца (1Ин.3;15). Непримиримый гнев и ненависть приносит страшные убийства, как, например, Ирод, избивший Вифлеемских младенцев.

5. Зависть

Зависть, приводящая к всевозможным злодеяниям против ближних. Зависть — желание чужого богатства, чужой славы или чужих талантов. Этот грех, соединенный с отвратительным чувством злорадства, становится причиной жестокости и насилия. Примеры такой зависти: Каин убил брата своего Авеля; фарисеи по зависти предали Спасителя на распятие; Сальери отравил Моцарта.

6. Уныние, отчаяние

Лень и праздность, совершенное нерадение о покаянии до конца жизни, как во дни Ноя. Сегодня уныние психиатры называют депрессией и чумой нашего времени. Уныние — это потеря жизнерадостности, потеря надежды на Бога и Его промысл о нас. В душу проникает тоска, чувство одиночества, оставленности всеми.

Часто эта душевная болезнь выливается в запои, раздражительность, озлобленность, потерю смысла жизни. Опасность такого состояния в том, что оно может привести человека к безысходности, отчаянию и самоубийству.

7. Гордыня

Гордыня, превозносящаяся над всеми, требующая себе поклонения, гордыня до самообожания, когда человек сам для себя становится идолом. Например, старуха из сказки Пушкина о золотой рыбке. Старуха захотела стать владычицей морскою, чтобы рыбка была у нее на посылках. (Рыбка здесь выступает в качестве Бога).

9 заповедей Нового Завета (заповеди блаженства)

Заповеди блаженства были даны самим Иисусом Христом. Здесь напишу кратко эти заповеди, а в следующей статье дам их подробное толкование.

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешаться.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Не отчаивайся, человек, даже если ты впал в смертные грехи и не можешь освободиться от своих страстей, которые мучают и насилуют тебя. Господь не хочет твоей погибели.

Господь Бог говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего вам умирать?» (Иезек.33;11). Воззовите к Богу за помощью, и Он поможет вам!

Десять заповедей Иисуса Христа — это закон для христиан. Это десять основополагающих правил или заповедей в христианских религиях и иудаизме, которые дал Моисею Бог. Спустя огромное количество времени заповеди все еще остаются актуальными. Рассмотрим каждую из заповедей более подробно. Библия рассказывает о том, как произошли и откуда появились эти законы.

Десять Божьих заповедей во всеуслышание были объявлены с небес всему израильскому народу на пятидесятый день, собранному после изгнания, возле горы Синай. Спустя время сам Бог написал и провозгласил свод этих десяти законов на десяти каменных скрижалях. Позже Бог передал все эти десять скрижалей Моисею, чтобы тот сохранил оригинал среди народа и передавал их.

В двадцатой главе книги Исход записан рассказ о том, как Бог отдавал свои десять заповедей израильскому народу.

  1. Поклоняйся только своему Создателю
  2. Не делай никаких статуй либо картин для поклонения
  3. Не упоминай имя господа всуе
  4. Не проводи субботу в повседневной работе, посвяти ее Богу
  5. Почитай своих родителей
  6. Не убий
  7. Не участвуй в распутстве
  8. Не лги
  9. Не воруй
  10. Не завидуй

Сам же Христос заверил своих учеников в том, что он на земле не чтобы нарушить Закон, для того чтобы его исполнять. Не просто так Слово Божье сохранялось и сохраняется на протяжении тысячелетий, несмотря на все попытки его уничтожить. Божий Закон был написал для пользы людей, поэтому принципы, которые содержатся в Десяти заповедях напрямую касаются христиан даже на сегодняшний день. Даже если бегло пройтись по списку знаменитых Заповедей, любой культурный человек заметит схожесть их с основополагающими законами любого цивилизованного общества.

Заповеди Иисуса Христа нередко сравниваются с законами природы. Это значит, что эти законы не только требуется придерживаться и запрещено их нарушать, помимо того они гармонично друг друга дополняют. Одновременно заповеди позволяют людям обрести душу, отказаться от разнообразных искушений или инстинктов, которые ранее были свойственны дикому человеку, наполняют людей добродетелями, а с другой — эти законы способствуют тому, чтобы все люди могли обрести нравственную основу, для помощи близким совершенно не из-за того, что это необходимо делать ради каких-то материальных благ, а опираясь на собственное желание.

Из всех десяти заповедей Иисуса Христа выявить одну главную не представляется возможным, так как все они равнозначно важны для человека. Например, если человек будет в основном уделять время на то, чтобы избавиться от искушения, к примеру, прелюбодеяния, но будет завидовать или не станет уважать родных, близких и своих родителей, соседей или друзей, то это равносильно тому, что этот человек вообще не придерживается законов христианства. Десять Заповедей Иисуса Христа, необходимо отметить, прописаны лаконично и кратко. Несмотря на то, что они в какой-то степени возводят рамки для людей, однако, в большинстве своем, это является обеспечением полной свободы личности.

Десять полных заповедей

Заповедь первая

“Я — Господь Бог твой. Да и не будет у тебя других никаких иных богов помимо меня пред ликом моим”.

В первой заповеди Господь говорит о Себе, о том, что каждый обязан руководствоваться Божьим именем и не уклоняться от Его воли. Это правило основополагающее, фундаментальное, ведь тот человек, который будет во всем следовать законам и предписаниям Божьим не станет нарушать остальные девять заповедей. В индивидуальной трактовке Бог не претендует на абсолютное первенство среди других идолов, также как и требует, чтобы Ему оказывали большее внимание, чем каким-то иным богам. Он хочет, чтобы Ему Единственному поклонялись, в связи с тем, что, как гласит религия, никаких иных богов в мире не существует.

Заповедь вторая

«Не сотвори себе кумира либо изображения того, что вверху на небе или что на земле внизу, что в водах ниже земли; не служи ты им и не преклоняйся; ибо Я Господь, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину их отцов до третьего и четвёртого рода, тех, что ненавидели Меня, и те, что творили милости до тысячи родов любящим Меня и кто соблюдает заповеди Мои» (Исход 20:4-6).

В этом тексте Господь напоминает людям о том, что не стоит создавать рукотворных изображений идолов и поклоняться им. Мотивируется это тем, что вечный бог не должен быть ограничен образом из камня либо дерева. Попытка это сделать Его оскорбляет, извращает реальность и истину.

Третья из десяти заповедей Библии

“Не произноси имя Господа Бога всуе (просто так), ибо Господь Бог не станет оставлять никого без наказания, кто называет имя Его всуе” . (Исход 20:7).

В этой третьей из десяти заповедей говорится о человеческой небрежности. Так как человек нередко имеет дурную привычку говорить что попало и не следить за языком и при всяком случае произносит слово “Бог”. Это является абсолютным грехом, считается чем-то сродни кощунству. Этот закон запрещает не только ложные клятвы и простые слова, которыми люди божатся время от времени, помимо того этого напоминает о легкомысленном и небрежном отношении к святому значению данного слова. Бесчестит его человек даже ненароком упоминая в светской беседе или обыденном разговоре.

Четвертая заповедь

“Помяни день субботний, дабы проводить его правильно: Целиком шесть дней недели работай и делай в их продолжении все свои дела, а на день седьмой — покоя, посвяти его Господу Богу твоему. Не делай в вышеупомянутый ни каких дел своих ни ты, ни дочь твоя, ни сын твой… Ибо в шесть дней Господь твой создал все что имеется в земле, море и небе и их самих, а в седьмой день отдыхал. Посему Господь благословил субботний день и его освятил”. (Исход 20:8-11)

Эта заповедь из Библии призывает всех людей лишь шесть дней в неделю заниматься своим трудом, а в седьмой день, говорит Библия, необходимо посвятить себя и все свое время в этот день недели служению Богу и сотворению благих дел. Суббота в этом законе представлена как утвержденный день при творении, а не как новое установление. И люди должны о нём помнить, соблюдать этот день в память о делах Господа.

Пятая Библейская заповедь

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои, чтобы ты хорошо жил на земле, которую даровал тебе Господь, Бог твой” (Исход 20:12)

Пятый закон или пятая заповедь требует уважения, покорности и послушания от детей к родителям. Здесь Господь обещает благодарным детям за заботу, нежность и сохранение родительской репутации продолжительную и хорошую жизнь. Эта заповедь требует от детей, чтобы те стали для родителей утешением и помощью в преклонных годах.

Шестая Божья заповедь

Одна из самых понятных, не требующих особой трактовки заповедей.

В переводе звучит так: “Не убий” (исход 20:13). Краткая, простая и понятная заповедь. Господь говорит, что человек не может самовольно лишать кого-то жизни — творения Божьего. Это вне человеческой власти. Тут необходимо добавить, что также тяжким грехом является самоубийство. Те, кто по своему желанию лишили себя жизни не смогут никогда оказаться в Царствии небесном, так как не заслуживают того. Этому греху (убийству) предшествуют такие чувства как ненависть, гнев, злость. Этот список нельзя пускать в сердце христианину.

Считается, что Бог — источник жизни. Один Он может даровать жизнь, это святой Божий дар, который никто из людей не может отнять, то есть убивать кого-то. Согласно Библии, отнять чью-то жизнь — значит вмешаться в Божий план, т.е. лишить жизни себя либо другого человека — попытаться встать на место Господа. Эта заповедь подразумевает разумное почитание жизненны законов и человеческого здоровья.

Седьмая заповедь

“Не прелюбодействуй”. Этот закон призывает супругов хранить друг другу верность

(Исход 20:14). Основное установление Господа — брачный союз. Учреждая таковой, у Него была определенная цель — сохранение чистоты и счастья людей, возвышение их моральных сил. Библия говорит, что достичь счастья во взаимоотношениях возможно только если человек сосредоточен на личности, которой отдает себя целиком, свое доверие и преданность в течение всей жизни. Оберегая людей от прелюбодеяния, Бог хочет, чтобы люди не стали искать ничего иного, помимо полноты любви, которая будет надежно защищена супружеством.

Восьмая заповедь

Еще один лаконичный Божий Закон.
Не кради ”.

Богом не разрешается присвоение чужого имущества. К этому греху относятся также взяточничество и тунеядство. Этот закон подразумевает как тайные, так и явные грехи. Осуждается похищение людей, войны, работорговля. Порицается воровство, грабеж. Восьмая заповедь требует искренности даже в незначительных делах.

Девятая заповедь

“Не произноси ложного свидетельства на своего ближнего” .

Господь запрещает ложь в суде, клевету на кого-либо. Всякий намек или преувеличение с расчетом на мнимое впечатление — ложь. Этот закон запрещает всякий способ опорочить человека, его статус злословием либо сплетнями.

Десятая заповедь

Не возжелай дома, коим обладает ближний твой, ни его жены , ни раба, ни всего, что принадлежит ему”.

В этой заповеди Бог говорит о любви. Любви к ближнему — это продолжение любви к Господу.

В стремлении всей душой своей соблюдать эти заповеди, человек очищает свою душу, получает возможность быть с Господом.

Все эти законы писались изначально в буквальном смысле, не надо было ломать голову над смыслом, достраивать теории, чтобы был понятен их реальный смысл. На сегодняшний день лишь некоторые среди всех десяти заветов не имеют двойного смысла и не требуют дополнительной трактовки, поиска скрытого смысла. Остальные же необходимо интерпретировать. Каждый из этих заветов — равносильны классике. Они всегда были и будут.