Пантеон в Риме: история, любопытные факты, фото, как посетить. Пантеон в Риме — для начинающих путешественников и всех остальных Пантеон в риме история и архитектура

Пантеон (Рantheon) — знаменитый храм всех богов в Риме, один из знаковых памятников Вечного города, имеющий всемирное значение, и одно из самых загадочных сооружений на нашей Планете. Это наилучшим образом сохранившееся архитектурное творение Древнего Рима, символ величия Римской империи.

Точно неизвестно, когда и как был построен Пантеон. Принято считать, что его строительство было закончено к 126 году н.э. Такой вывод был сделан на основании изучения сохранившихся документов путем логических рассуждений. Точных дат в документах нет. 2 век нашей эры считается периодом расцвета архитектуры Древнего Рима, а Пантеон — венцом творения архитекторов того времени.

До начала VII века Пантеон являлся языческим храмом Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Нептуна, Сатурна и Меркурия. То есть, был посвящен все-таки не всем богам, а только 7 избранным. В 608 году языческий храм спасло от уничтожения его превращение в христианский. Церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires) была освящена папой Бонифацием. Название храм получил в честь мощей христианских мучеников, которые были перенесены сюда из катакомб Рима. Иногда Пантеон называют ротондой Святой Марии (Santa Maria Rotonda).

Храм сооружен во время правления императора Адриана на месте разрушившегося первого Пантеона. Первый храм был построен в 27–25 годах до нашей эры при императоре Марке Випсании Агриппе и неоднократно страдал при пожарах, возникавших от ударов молнии. Пантеон Агриппы был обращён на юг и имел прямоугольную форму.

Строители нового Пантеона сохранили имя основателя на фронтоне здания. Латинская надпись гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это).


Нынешний Пантеон ориентирован на север, а его размеры значительно превосходят существовавший до него храм. Первоначально сооружение стояло на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Но за множество веков существования храма уровень грунта вокруг повысился, в результате в наши дни храм расположен в неглубокой впадине. Вдобавок, Пантеон стоит в самой низкой точке Рима, которая периодически подтопляется, но даже это не уменьшило прочности конструкции сооружения…

В 202 году, во времена правления Септимия Севера и его сына Каракаллы, римский Пантеон был отреставрирован. На архитраве была высечена надпись: «Император Цезарь Луций Септимий Север Пий Пертинакс Аравийский, Адиабенский, Парфянский, величайший, Великий понтифик, 10 раз трибун, 11 раз император, 3 раза консул, Отец отечества, проконсул, и Император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август, 5 раз трибун, консул, проконсул, Пантеон, повреждённый временем, со всем тщанием восстановили».

Конструкция Пантеона уникальна. Купол со стенами кирпично-бетонной ротонды образует единую оболочку. Центрическая форма здания характерна для языческих храмов древней Италии. Стены ротонды имеют толщину более 6 метров и установлены на массивном фундаменте. Размеры диаметра купола и высоты ротонды одинаковы, поэтому внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу - идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. Бетонный полусферический купол Пантеона имеет диаметр 43,5 метра и весит около 5000 тонн. Купол покрыт пластинами из позолоченной бронзы.

Доподлинно имя архитектора, построившего Пантеон, неизвестно. Предположительно в строительстве храма принимал участие Аполлодор из Дамаска - инженер, архитектор, конструктор и скульптор II века н.э.

Секрет бетона, из которого сделан купол Пантеона, утерян. Купол состоит из окружностей, которые хорошо просматриваются на кессонированном потолке. Ранее потолок был позолочен. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом - Солнцем.

Еще один невероятный факт о Пантеоне — его купол неармирован!!! А толщина купола составляет 1,2 метра!

Состав бетона разнится на разных уровнях. На нижних поясах наполнителем является травертиновая крошка, а на верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Однако, бетон переменной твёрдости и плотности в начале нашей эры? Находятся исследователи, считающие, что купол отливали инопланетяне, а сам Пантеон — не иначе, как мощнейший супермагнетрон. А римляне рассказывают, что купол храма отливали на огромной куче мусора, насыпанного внутри строящегося здания. Затем, мусор мгновенно растащили убрали жители города, ведь для скорости уборки в него подмешали золотые монеты.

Современная наука заявляет, что срок жизни бетона максимум 600 лет, а кирпичной кладки — и того меньше. Нет никакого разумного объяснения тому, как Пантеон стоит уже 2000 лет. Немало исследователей считают, что Пантеону намного меньше лет, так как сведения в сохранившихся документах отрывочны, не прослеживается четкая линия существования этого памятника в веках…

В центре купола находится «Глаз Пантеона» (окулюс) — круглое отверстие диаметром 9 метров. Через окулюс в храм проникает дневной свет. Легенда гласит, что отверстие (Oculus) образовалось, когда в храме началась церковная месса. Злые силы не выдержали звуков божественной литургии и срочно покинули Священное место, разрушив верхнюю часть купола. Вообще, о легендах, которые окутывают Пантеон, можно написать не одну статью! А если учесть, сколько легенд придумано римлянами для привлечения туристов, то хватит и на книгу.

Есть предположение, что храм Пантеон являлся солнечными часами и одновременно астрономической обсерваторией. Каждый год в день летнего солнцестояния 21 июня в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Между прочим, в древних летописях применительно к Пантеону никогда не использовалось слово «aedes» (храм), а только просто «Пантеум». Также ориентация здания на север крайне необычна для храма. Был ли Пантеон храмом на самом деле?

В Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система для отвода дождевой воды. Пол сделан слегка выпуклым под окулюсом, вода стекает в сточные отверстия, и далее уходит в систему подземных стоков.

Вход в Пантеон оформлен массивным портиком, украшенным двумя рядами высоких коринфских колонн. Высота колонн 14 м, диаметр 1,5 метра, вес каждой — 60 тонн. Колонны и фронтон Пантеона сложены из крупных каменных блоков, которые вырубили в карьерах Египта. Доставка таких колонн к месту строительства даже сегодня, при наличии мощнейшей техники — невероятно сложная задача.

Фронтон Пантеона ранее был украшен бронзовыми фигурами, статуями и декоративными элементами, предположительно работы Диогена Афинского. В 17 веке все бронзовые украшения с фасада были сняты и использованы архитектором Бернини при строительстве базилики Святого Петра по приказу Папы Урбана VIII. Был демонтирован даже бронзовый кессонный потолок портика, который затем переплавили.

В то же время Бернини по указу Папы, чтобы придать храму более христианский вид, построил наверху две несуразные колокольни, прозванные римлянами «ослиные уши Бернини». Уши Колокольни уродовали украшали Пантеон 200 лет, потом их снесли. Ранее, в 1270 году предпринималась попытка пристроить небольшую колокольню слева над портиком, но она позже тоже была разрушена. Не терпит Пантеон дополнительных украшений…

В пространстве под треугольным фронтоном можно заметить отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился символ власти — бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, с дубовым венком в клюве.

Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась. Пол и облицовка стен ротонды выполнены разноцветным мрамором. Невозможно поверить, что это оригинальная отделка… Многие исследователи и не верят!

Прямо под отверстием купола располагался алтарь, на котором жертвенных животных предавали огню. Едкий дым выходил через отверстие в куполе.

Семь больших ниш, поочередно трапециевидных и закругленных, были посвящены пяти планетам, известным древним римлянам, а также светилам - Солнцу и Луне.

Ниши отделены от центрального зала коринфскими колоннами.

Ранее в Пантеоне находились статуи семи самых почитаемых богов римской мифологии. После превращения языческого храма в христианскую церковь все предметы, связанные с язычеством, уничтожили.

Сегодня в Пантеоне установлены статуи Святого Анастасио, Святой Агнес, Мадонны дель Какко, Святого Эрасио, Святого Николая, скульптура «Коронация Девы», а также групповая скульптура Святой Анны и Пресвятой Богородицы. По приказу папы Климента XI в Пантеоне были сооружены алтарь и апсида. В 1840 году добавили хор, спроектированный Луиджи Полетти. В 1926 году во время реставрационных работ Пантеон получил орган. Его установили за статуей Святого Разия, слева от главного алтаря.

Стены в нишах и капеллах расписаны фресками.

В эпоху Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения известных людей. Здесь в том числе находится могила гения Возрождения Рафаэля Санти. На его гробнице установлена статуя Мадонны и высечена надпись: «Природа позаботилась о том, чтобы забрать его из жизни, поскольку боялась, что он превзойдет ее своим искусством». Рядом с могилой Рафаэля — захоронена его невеста Мария Биббиена.

Пантеон стал первым древнеримским храмом, внутрь которого могли входить не только жрецы, а все, желающие обратиться с молитвой к богам.

Храм Пантеон расположен в самом центре Рима на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza-della-Rotonda). На противоположной стороне площади когда-то находился Храм Нептуна. Размеры площади Пьяцца-делла-Ротонда составляют около 60 метров с севера на юг и 40 метров с запада на восток. Здесь всегда многолюдно, по периметру площади расположены уютные (и дорогущие) ресторанчики.

В центре площади Пьяцца-делла-Ротонда находится фонтан Пантеона и египетский обелиск из розового мрамора, покрытый иероглифами. Это один из двух обелисков, созданных при фараоне Рамзесе II для храма бога Ра в Гелиополе. Вершину обелиска украшает бронзовая звезда – один из символов гербового щита Папы Климента XI.

Фонтан Пантеона красив и имеет очень длинную историю изменений по указам различных Пап. Я обязательно напишу об этом и подробней сфотографирую детали фонтана в следующий раз.

На протяжении всего своего существования Пантеон никогда не закрывался и всегда выполнял функции храма. Посещение было бесплатным 2000 лет, но с декабря этого года планируется введение входной платы в размере 3 евро.

По образу и подобию Римского Пантеона было построено несколько храмов в разных местах мира. Одна из таких копий находится на Мальте в городе Моста. Храм Ротонда Моста (Mosta Dome) — один из самых больших соборов мира.


Римский Пантеон без преувеличения относится к самым узнаваемым символам Вечного города. Геометрическое совершенство пропорций и удивительный купол этого здания, само создание которого овеяно удивительными легендами, – яркое напоминание об архитектуре великой Римской империи в историческом центре современного Рима. Красноречивее всего была реакция Микеланджело, который, впервые увидев это чудо, сравнил создание Пантеона с работой ангелов, а не людей.

1. Когда и кем был построен римский Пантеон

Римская легенда гласит, что когда-то на месте Пантеона находился храм, посвященный Ромулу, легендарному основателю и первому царю Рима, и именно с этого места он вознесся на небеса. А всего храмов с условным названием «Пантеон» было три.

Строительство первого началось в 27 году до н.э. по приказу Марка Агриппы - полководца, зятя и сподвижника императора Октавиана Августа. Многие ошибочно считают Агриппу строителем Пантеона из-за надписи, сохранившейся на фронтоне : «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»), однако построенное им здание было разрушено во время большого пожара в 80 году н.э. Пантеон был заново возведен при императоре Домициане, но и это здание долго не прослужило.

И только на третий раз, при императоре Адриане в 118-126 гг. н.э. , удалось построить тот грандиозный храм, который стоит уже 1900 лет. Фасад здания, построенный при Марке Агриппе при этом сохранился, как и надпись с его именем. А п роект третьей версии Пантеона приписывают Аполлодору Дамасскому, известному греческому архитектору и инженеру, автору колонны и форума Траяна.

2. Храм всех богов

Пантеон - это группа богов , принадлежащих той или иной религии или мифологии (от греческого πάντες - все и θεός - бог). По одной из версий, в языческие времена в храме Пантеон были представлены все главные божества древних римлян . В нем по кругу располагались алтари Марса, Венеры, Сатурна, Юпитера и Юноны. Римляне подносили богам дары и совершали ритуальные жертвоприношения, чтобы заручиться их поддержкой и добиться благоволения.

3. Самый большой неармированный бетонный купол в мире

Уникальность Пантеона – в его куполе , который своими гигантскими размерами до сих пор поражает воображение. Для своего времени он являлся великим достижением архитектурной мысли, настоящим прорывом в области строительства и инженерного дела.

Только спустя более 1300 лет, когда Брунеллески построил купол Дуомо во Флоренции, удалось превзойти диаметр купола Пантеона. И д аже в XXI веке со всеми его технологиями купол Пантеона остается самым большим неармированным бетонным куполом в мире!

Сравнение внутренних диаметров куполов:

  • Собор Святого Петра в Ватикане (XVI-XVII в.) - 41,47 метров
  • Пантеон в Риме (II в. н.э.) - 43,3 метра
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (XIII-XV в.) - 44 метра

Оказавшись в Пантеоне, трудно представить, что такой громадный купол опирается только на стены (хотя, на минуточку, их толщина под 6 метров). Дело в том, что древнеримские инженеры использовали бетон в сочетании с более легкими материалами - туфом и пемзой , и постепенно уменьшали вес и толщину конструкции ближе к центру. Кроме того, эти материалы препятствуют образованию микротрещин.

Для II в. н.э. возведение гигантского купола Пантеона было настоящим чудом! Как гласит легенда, император повелел заполнить все пространство храма изнутри землей вперемешку с золотыми монетами. Когда строительство завершилось, горожане в поисках золотых монет за считаные часы очистили Пантеон от земли. Похожую легенду рассказывают и про купол Дуомо во Флоренции , при строительстве которого, как считается, Брунеллески вдохновлялся именно куполом древнеримского Пантеона.

4. Окулюс - загадочное круглое отверстие в куполе Пантеона

Точно по центру купола Пантеона находится окулюс (лат. oculus - глаз) – единственное отверстие, через которое в Пантеон попадает солнечный свет (других окон в здании нет). Его диаметр - 9 метров.

21 апреля, в день рождения Рима, солнечный свет через окулюс бьют точно в дверной проем, что эффектно преподносило появление императора перед толпой. В Средние века ходили легенды, что странное круглое отверстие в куполе пробила нечистая сила. Г ерои книги Дэна Брауна именно окулюс Пантеона считают той самой «дявольской дырой», указывающей на один из алтарей коварных иллюминатов.

Главный вопрос, который возникает при взгляде на окулюс: а что происходит, когда идет дождь? Через окулюс вода льется внутрь здания, но не затапливает его - на этот случай предусмотрены стоки в полу.

А самый впечатляющий «дождь » - дождь из лепестков роз (“La pioggia di petali di rose”) - можно увидеть в День сошествия Святого Духа, который празднуют на 50-й день после Пасхи (то есть каждый год эта дата разная, следите за католическим календарем). На купол Пантеона забираются пожарные, которые выбрасывают тысячи лепестков роз из окулюса .

В этот день ц вета облачения священников красные, как и цвет лепестков, что напоминает об «огненных языках» Святого Духа, сошедшего на апостолов. Это древняя традиция, восходящая еще к ранним христианам, когда красная роза являлась одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества.

5. Самый хорошо сохранившийся памятник античной архитектуры

Пантеон считается одним из самых хорошо сохранившихся памятников античной архитектуры, который практически не перестраивали и не изменяли со времен Римской империи. Во многом сохранность Пантеона объясняется тем простым фактом, что он своевременно перешел в распоряжение церкви, приспособившей его под свои нужды.

В интерьере с античных времен сохранились такие детали, как, например, великолепный мраморный пол . Однако большой урон убранству храма нанес папа Урбан VIII Барберини, который использовал бронзовые украшения Пантеона для пушек замка Святого Ангела. Своим поступком он заслужил едкую эпиграмму: „Quod не fecerunt Barbari, fecerunt Barberini“ («То, что не сделали варвары, сделал Барберини» ).

6. Римский Пантеон – христианская церковь


Византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, и 13 мая 609 года храм всех богов перестал быть языческим. Он был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres ).

Некоторое время день освящения Пантеона 13 мая даже отмечали как День всех святых, пока в середине VIII века праздник не перенесли на - день, когда была освящена одна из капелл собора Святого Петра.

Сегодня Пантеон - действующая христианская церковь с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых. Здесь проводятся богослужения и просят о соблюдении тишины, как и во всяком другом священном месте. Тем не менее, большинству людей церковь Святой Марии и мучеников известна по старому названию «Пантеон», а христианские атрибуты не затмевает античную суть этого грандиозного здания.

7. Кто похоронен в римском Пантеоне


Гробница Рафаэля Санти в Пантеоне

Пантеон - это не только храм, но и мавзолей . Именно в Пантеоне находится гробница знаменитого художника Рафаэля Санти , о чем известно многим. Но не все знают, что рядом с Рафаэлем похоронена Мария Биббиена, его невеста. На самом деле это трагичная история, потому что сердце Рафаэля было отдано другой женщине (и, возможно, он даже тайно женился на ней). Художник, как мог, оттягивал женитьбу на нелюбимой племяннице своего друга и покровителя, могущественного кардинала Биббиена, пока она не умерла, так и не дождавшись свадьбы. По иронии судьбы Рафаэль умер вскоре после нее, в возрасте всего 37 лет.

Среди других прославленных людей в Пантеоне похоронены:

  • живописец Аннибале Карраччи,
  • композитор Арканджело Корелли,
  • первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II
  • его сын Умберто I вместе с женой Маргаритой, давшей имя самой популярной в мире.

8. Фонтан и египетский обелиск напротив Пантеона

Напротив Пантеона на площади Пьяцца-делла-Ротонда находится прекрасный фонтан (La Fontana di piazza della Rotonda ). Он был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Джакомо делла Порта, который завершил возведение купола Святого Петра, а реализация его замысла была доверена Леонардо Сормани.

В 1711 году по инициативе папы Климента XI фонтан был отреставирован и видоизменен. Появился постамент, украшенный фигурами четырех дельфинов и гербовыми щитами Климента XI. На постаменте был установлен египетский обелиск фараона Рамзеса II, который, как и другие обелиски в Риме, служил своеобразной GPS-меткой для паломников того времени. На вершине обелиска можно увидеть крест и бронзовую звезду - один из символов все того же Климента XI.

В XIX веке мраморные скульптуры, украшавшие фонтан, были заменены на копии (оригиналы можно посмотреть в Музее Рима на площади Сан-Панталео).

9. Здания, созданные под вдохновением Пантеона


Пантеон в Париже

В последующие столетия строители ориентировались на архитектурное величие Пантеона, копировали и повторяли его в своих работах. З наменитый гигантский купол Пантеона служил образцом для подражания архитекторов более поздних времен : Филиппо Брунеллески спроектировал купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а Микеланджело – купол собора Святого Петра в .

Парижский Пантеон (сегодня – усыпальница выдающихся людей Франции) не только носит то же название, что и оригинальный Пантеон, но и явно построен под вдохновением архитектуры этого выдающегося памятника древнеримской архитектуры. То же самое можно сказать и про многочисленные американские Капитолии, где размещаются государственные структуры.

10. Правила посещения и время работы Пантеона

До недавнего времени вход в римский Пантеон был бесплатным и свободным для всех. С мая 2018 года вход в Пантеон планируют сделать платным, стоимость составит 2 евро.

Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться.

Время работы (понедельник-суббота):

  • 9:00 - 19:15

Время работы (воскресенье):

  • 9:00 - 17:45

Праздничные дни:

  • 9:00 - 12:45

Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:

  • 1 января
  • 1 мая
  • 25 декабря

Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).

Лично для меня расхожая фраза «Увидеть ….. и умереть» относиться исключительно к Риму. Хотя, увидев хоть однажды, умирать совсем не хочется. Хочется возвращаться сюда снова и снова. вполне оправдывает свое прозвище Вечный город – каждая эпоха оставила здесь свой след. Гуляя по Риму, чувствуешь, будто совершаешь прогулку во времени.

Среди бесчисленных достопримечательностей города (собственно весь исторический центр – одна большая достопримечательность) одним из первых в списке всегда значится Пантеон. После посещения Колизея и Римского форума путь туриста, как правило, лежит к античному Пантеону.

В центре крошечной пьяцца Ротонда стоит фонтан с египетским обелиском. Прежде чем войти внутрь Пантеона, обязательно присядьте на ступеньках фонтана и проникнитесь величием и размахом древнеримской архитектуры. Вообщем-то, парадная сторона с портиком самая красивая.

Если смотреть с другой стороны, само здание целлы (внутренней части) из кирпича довольно неказисто и похоже на цилиндр с «крышкой». Это связано с особенностями конструкции, купол находится в толще стены и внутри имеет правильную форму полусферы.

Об истории Пантеона

Треугольный квартал, ныне зажатый между виа дель Корсо, корсо Витторио Эммануеле и Тибром, начал застраиваться во времена императора Августа (44 г до н.э. – 14 г н.э.). До этого здесь было Марсово поле – участок города, изначально предназначенный для военных и гражданских собраний, по которому любили прогуливаться горожане. После 14 лет гражданских войн внешний облик Рима не соответствовал имперским амбициям Августа, и по его приказу город начали активно застраивать. Историк Светоний не зря сказал: «Август принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным».

Собственно круглый храм (или ротонда) был построен по приказу соратника Августа Марка Агриппы (о чем свидетельствует надпись на фронтоне) в 27-25 гг до н.э, когда император был в военном походе. По легенде, древнеримский Пантеон стоит на месте, где был обожествлен основатель Рима Ромул.

Греческое слово пантеон переводится как «храм всех богов», хотя на самом деле храм посвящен всего 12 богам–олимпийцам, которым поклонялись в Риме с 3 в до н.э. По свидетельству историка Плиния, Агриппа хотел посвятить храм Августу и поместить внутри статую императора. Но последний отверг эту идею, именно поэтому храм посвятили 12 богам римского пантеона, среди которых оказалась статуя обожествленного Юлия Цезаря. А изваяния Августа и самого Агриппы поместили в нишах портика.

Хоть Август и не разрешил посвящать ему храм, свой мавзолей он недвусмысленно построил точь-в-точь такой же формы, а вход в него находится напротив входа в Пантеон, если провести прямую линию на карте.

Агриппа приказал богато украсить храм: пол был выложен мрамором, на колоннах были бронзовые капители. Над украшениями божеств тоже потрудились на славу: например, серьги у статуи богини Венеры были из жемчуга, принадлежавшего самой Клеопатре.

Здание Пантеона было 2 раза разрушено: первый раз при пожаре 80 года н.э., и второй раз от удара молнии в 110 г. н.э. Во время реставрации 125 года от первоначального храма Агриппы почти ничего не осталось, но тем не менее император Адриан приказал увековечить на фронтоне имя основателя.

Зато римский Пантеон уцелел в эпоху кризиса и падения Западной Римской империи и в 608 году был подарен византийским императором Фокой папе римскому Бонифацию IV, а в 609 году был освящен как католическая церковь Святой Марии и Мучеников.

Позолоченное покрытие купола сняли в 663 году и заменили на свинцовое. В 1625 бронзовые элементы портика и, возможно, скульптуру с фронтона отдали мастеру Бернини для изготовления знаменитого балдахина в соборе Святого . Также Бернини сконструировал для Пантеона две колокольни, которые много критиковали, называя «ослиными ушками». И в 1883 их демонтировали.

Стендаль в своих «Прогулках по Риму» писал, что Пантеон является поистине самым красивым из всего наследия римской античности, он так мало пострадал от времени, что и древние римляне, должно быть, видели его точно таким же.

Как добраться?

Весь центр города – зона для прогулок. Передвигаться тут удобнее пешком, заодно можно и хорошенько все рассмотреть. А вот с метрополитеном Риму не повезло, это один из самых неудобных, из тех, в которых мне доводилось ездить. Да и ветки всего три, особо никуда не доберешься. Но в качестве оправдания строителей метро можно сказать, что при таком количестве древних памятников под землей построить удобную подземку тут – дело не из легких.

Итак, лучше всего при посещении Рима останавливаться в центре. Если же вы живете за пределами стен, опоясывающих центр города, то поездки на метро не избежать. Билеты продаются в специальных билетных автоматах, которые есть на каждой станции, меню там на разных языках. В принципе, пользоваться им довольно легко.

Ближайшие к Пантеону станции: Колоссео (Colosseo), Барберини (Barberini) или Спанья (Spagna). Правда, от любой из них идти пешком минимум минут 15-20. Лично для меня это никогда не было проблемой, как правило, это все равно быстрее, чем ждать автобус, да и разобраться в автобусах в центре города новичку не так просто.

Хоть улочки Рима и запутанные, найти Пантеон легко. Сейчас у большинства есть навигатор в смартфоне, либо можно взять бумажную карту в туристическом бюро. Или просто следовать за людским потоком, он вас приведет куда надо. Если заблудитесь, повсюду висят указатели – все-таки туристическая столица Европы. Но если кому-то, все же лень идти пешком, от метро Колоссео на автобусе 87 можно доехать до остановки «Виа Торре Арджентина» (Via Torre Argentina), и далее пройти 3 минуты по улице Торре Арджентина до Пантеона.

Часы работы и правила посещения

Пантеон открыт для посещения ежедневно с 9.00 до 19.30, по воскресеньям до 18.00. В дни государственных праздников 1 января, 1 мая и 25 декабря посетить Пантеон нельзя. В остальные праздничные дни с 9.00 до 13.00.

Вход в Пантеон бесплатный, как в любую действующую церковь. И правила посещения как у обычной церкви, то есть вас попросят соблюдать тишину и дресс-код. Плечи и ноги выше колена должны быть прикрыты. Обычно при входе в любой храм стоит корзина с платками, которые можно на себя накинуть или обернуть вокруг талии, так как в жарком климате большинство ходит в майках и шортах. Но так как в Пантеоне всегда очень много туристов, за этим особо никто не следит, и можно войти как есть.

Каждую субботу в 17.00 в храме проводятся католические мессы, которые может послушать любой желающий. В дни церковных праздников мессы начинаются в 10.30, расписание обычно висит внутри при входе в храм.

Почему стоит увидеть храм Пантеон в Риме?

Пантеон ценен, прежде всего, своими конструктивными особенностями. Его купол был самым большим куполом из бетона такого типа для своего времени – его диаметр 43.44 м. Внешние стены храма скрывают купол на 2/3, внутри стен проложены коридоры с окнами. Стены такой толщины и высоты были построены, чтобы удерживать колоссальный вес купола в 5 тонн. Он и по сей день остается самым большим бетонным куполом в мире. Внутренняя поверхность разделена на 5 рядов с 28 кессонами в каждом – это квадратное углубление в куполе, предназначенное для уменьшения его веса. 28 у древних считалось идеальным числом.

Как я уже писала выше, со всех сторон, кроме главного фасада, здание более чем скромное. Дело в том, что в древности этих трех сторон просто не было видно из-за соседних строений. Поэтому его не то, что не декорировали, а даже построили из разных материалов – туфа, травертина и кирпича.

Зато внутри Пантеон поистине великолепен. Хотя в принципе все католические церкви в Италии богато украшены. Когда входишь внутрь, первое, что поражает – это размеры и магический столб света, проникающий через круглое отверстие в куполе. В солнечный день, когда светило в зените, луч становиться практически "вещественным". Кстати, отверстие в куполе – единственный источник естественного освещения храма. Сейчас внутри, конечно, проведено электричество, и там светло в любое время дня.

Интерьер храма выполнен с использованием разноцветного мрамора – любят итальянцы, чтобы все было роскошно. По всему периметру в толще стен сделаны 6 трапецевидных ниш, отделенных от основного пространства двумя колоннами. А напротив входа полукруглая ниша, она наоборот открыта, и служит главным алтарем храма. Между нишами храм украшают 8 эдикул - это тоже ниши, но на пьедестале с фронтоном и колоннами. В древнеримской архитектуре в них размещали статуи богов. Как в любом католическом храме, посередине стоят скамьи для молящихся.

В эпоху Возрождения Пантеон использовали для погребения знаменитых людей. Здесь можно найти могилы знаменитых художников Рафаэля и Аннибале Караччи, а среди королевских особ покоятся Маргарита Савойская, король Умберто I и Виктор Эммануил II.

Пол Пантеона не абсолютно ровный, а имеет небольшой наклон, чтобы дождевая вода стекала в специально для этого сконструированные 22 отверстия. Существует легенда, что дождь не попадает внутрь из-за особого движения воздуха, но это всего лишь легенда, не имеющая отношения к реальности. В дождливые дни отверстие в куполе является источником не только света, но и воды.

Выйдя из многолюдного храма на не менее многолюдную пьяцца Ротонда, обязательно загляните в соседнюю базилику Санта Мариа Сопра Минерва . Это жемчужина, полная шедевров эпохи Возрождения и Барокко.

Пантеон — архитектурно-исторический памятник античности, одна из значимых достопримечательностей Рима. Задуман как храм всех древнеримских богов, однако после падения Римской империи был переосвящён в католический храм святой Марии и Мучеников.

Загадочная история Пантеона

Пантеон — самое загадочное из всех сооружений Древнего Рима. Когда, как и кем он был построен точно неизвестно. Предполагается, что строительство храма было закончено в 27 году до нашей эры под покровительством римского государственного деятеля Марко Випсанио Агриппы. После нескольких пожаров Пантеон сильно пострадал и в 124 году нашей эры при императоре Адриане был перестроен и приобрел современный вид.

Хотя новый храм сильно отличался от первоначального здания, император Адриан хотел воздать должное Агриппе и оставил на фасаде здания оригинальную надпись с бронзовыми буквами:

Латинская надпись «М.AGRIPPA.L.F.COS.TERTIVM.FECIT» дословно переводится как «Марко Агриппа, сын Луция, построил во время своего третьего консульства».

После падения Римской империи Пантеон был заброшен в течение нескольких столетий и только в 608 году византийский император Фока передал его папе римскому Бонифацию IV, который посвятил античное сооружение святой Марии и всем Мученикам. В период объединения Италии (1871—1894) Пантеон служил крепостью для королей.

Существует еще одна теория, согласно которой Пантеон построен в Средние века. Сторонники этой версии оспаривают почти 2000-й возраст храма, поскольку античное сооружение отлично сохранилось до наших дней, а ведь оно построено из кирпичей и бетона, эксплуатационный срок которых намного короче.

Легенды

Пантеон окутан удивительными историями и легендами. Одно поверье гласит, что сооружение было построено на том месте, с которого вознесся на небеса легендарный Ромул — основатель Рима. В другом поверье говорится, что окулюс, отверстие в куполе, был создан дьяволом, спасающимся от храма Бога. Еще одна легенда сообщает, что Кибела, древнегреческая божественность, почитаемая как Великая Мать богов, появилась во сне Агриппе, чтобы просить о строительстве храма.

Пантеон - архитектурный шедевр Рима

Римский Пантеон является революционным зданием в древнеримской архитектуре. Его особенность заключается в идеальных пропорциях: внутренний диаметр купола соответствует высоте храма, и в результате этого сооружение имеет сферическую форму. Создателем Пантеона считается сирийский архитектор и инженер Аполлодор из Дамаска.

Античный храм состоит из большой ротонды, накрытой полусферическим куполом, и 16 коринфских колонн, поддерживающих фронтон. Как и прежде, большая часть здания облицована мрамором, но за многолетнюю историю Пантеона коснулись изменения снаружи и в некоторых местах виднеется кирпичная кладка.

Как наиболее сохранившийся пример римской монументальной архитектуры, Пантеон оказал огромное влияние на западную архитектуру. Построено много знаменитых зданий, которые отражают структуру Пантеона с портиком и куполом: церковь Сан-Карло-аль-Корсо в Милане, базилика Сан-Франческо-ди-Паола в Неаполе, церковь Гран Мадре ди Дио в Турине, университет Томаса Джефферсона в Филадельфии, Государственная библиотека Виктории в Мельбурне и другие.

Купол Пантеона

На сегодняшний день полусферический купол римского Пантеона диаметром 43 метра является самым большим в мире куполом, построенным из бетона без арматуры. Для его строительства архитекторы использовали очень легкий раствор, но все равно купол получился очень тяжелым. Чтобы удержать такую огромную полусферу потребовалось увеличить толщину стен до 6 метров.

В центре купола находится окулюс — круглое отверстие диаметром 9 метров, так называемое око Пантеона. Воздух и свет внутрь храма попадают только через это отверстие, так как окон в здании нет. Когда идет дождь, в окулюс попадает вода, поэтому в полу предусмотрены специальные дренажные каналы, которые собирают воду.

Что внутри

Внутреннее убранство Пантеона не менее великолепное, чем снаружи, хотя за долгие века исчезло много статуй и позолоченных бронзовых украшений. С 15 века храм начали обогащать фресками. Самой известной из них является «Благовещение» Мелоццо да Форли.

В храме есть семь ниш, размещенных парными колоннами, которые первоначально служили для поклонения божествам, связанных с культом планет: Солнцу, Луне, Венере, Сатурну, Юпитеру, Меркурию и Марсу. Когда Пантеон освятили в христианскую базилику, эти ниши использовали для установки алтарей и гробниц известных людей.

Захоронения в Пантеоне

Начиная с эпохи Возрождения, Пантеон, как и все церкви, стал местом погребения выдающихся людей. Здесь покоятся священники, известные деятели культуры, и даже короли: Умберто I и Эммануил II. Особое место занимает гробница живописца Рафаэля Санти.

Полезная информация

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186 Roma RM, Италия

Пантеон расположен в центре города, рядом находится вся туристическая инфраструктура итальянской столицы: различные кафе, рестораны, магазины, экскурсионные бюро, достопримечательности и .

На площади перед Пантеоном находится еще одна достопримечательность — египетский обелиск, который был изготовлен в древнем Египте во времена правления фараона Рамзеса II в конце XIII века до нашей эры. По указу папы Клемента XI обелиск установили в уже существовавший фонтан перед Пантеоном в 1711 году.

Как добраться

Поскольку ближайшая станция метро Cavour находится в 2 км от Пантеона, удобнее добираться на автобусе.

На автобусе доехать до одной из следующих остановок:

  • Rinascimento — № 30, 70, 81, 87;
  • Argentina — № 30, 40, 46, 62, 64, 70, 81, 87;
  • Corso/Minghetti — № 62, 63, 83, 85.

Часы работы

  • с понедельника по субботу — с 9:00 до 19:30;
  • воскресенье — с 9:00 до 18:00;
  • праздничные дни — с 9:00 до 13:00.

Вход в Пантеон бесплатный .

Среди других бесплатных достопримечательностей Рима также стоит выделить мемориальный комплекс Витториано на площади Венеции, построенный в честь Виктора Эммануила II - первого короля объединенной Италии. На его территории находятся музеи и смотровая площадка.

Пантеон (Pantheon) - это одна из главных достопримечательностей Рима, на сегодняшний день это самое древнее сооружение полностью сохранившее свой облик еще со времен Римской Империи. Пантеон по праву называют архитектурным чудом света, и не посетить его во время поездки в Рим просто невозможно.

Название "Pantheon" означает «Храм всех Богов». С греческого "пан" переводится как "все", а "теон" - "божественный".

История римского Пантеона

История Пантеона начинается в 27-25 гг. до н.э. Возводили самый первый храм в честь основных древнеримских богов.

Храм строился под руководством консула Марка Агриппы. Именно он решил Пантеон отделать мрамором, статуями, а фасадом указать на южное направление. До наших дней сохранилась бронзовая надпись на портике Пантеона «M. Agrippa L. F. cos Tertium Fecit», которую можно перевести как "Марк Агриппа, консул в третий раз, возвел это здание".

Изначальный вид Пантеона был сильно поврежден во время пожара 80 года нашей эры. Благодаря императору Домициану, Храм, как и многие другие сооружения, были отстроены заново. Но и этот облик был утрачен в результате попадания молнии.

Во времена правления императора Андриана (117-138 гг.) Пантеон Агриппы был заново отстроен и приобрел новый вид, так как император хотел видеть храм в виде земного шара и небесной сферы. Задумку Андриана воплотил в жизнь известный архитектор тех времен Аполлодоро Дамасский.

По задумке Апполодора здание обратили фасадом на север, увеличили по площади, а в качестве фундамента установили подиум со ступенями. Но из-за неустойчивой почвы здание постепенно проседает.

Любопытные факты

Основание Пантеона является сферическим и поэтому верхняя часть сооружения имеет куполообразную форму. В центре этого купола находится так называемый Глаз Пантеона. Единственное «окно», расположенное в высшей части купола. Именно через него раз в год в самый длинный день лета (21 июня) солнечные лучи освещают главный вход.

При строительстве очень хорошо была продумана конструкция здания. Так, например, пол выполнен слегка возвышенным по центру, для эффективного стока дождевых вод в сложнейшую подземную канализацию. Стены предназначены в большей степени для поддержания мощного купола. Поэтому в зависимости от высоты имеют разную толщину и структуру.

Вход в Пантеон сооружен в виде величественного портика и двойным рядом массивных колонн в греческом стиле. Все это отделано мрамором различных оттенков, привезенных не только из окрестностей Рима, но и из Египта. По всему периметру здания видны отверстия в стенах, предположительно от элементов бронзовой отделки, которую по распоряжению папы Урбана VIII сняли для отделки Базилики Святого Петра.

Внутри Пантеон состоит из двух залов - передний зал (проходной) и круглый зал. При отсутствии окон здание обладает хорошей вентиляцией и акустикой, а во внутреннем зале могут находиться одновременно до двух тысяч людей. В переднем зале расположены колонны из серого и красного гранита. Когда-то здесь находились статуи Августа Октавиана и Марка Агриппы.

Вход в круглый зал отгорожен массивными бронзовыми дверями, сохранившимися еще с античных времен. Стены и пол также отделаны мраморной облицовкой и плитами. В стенах большого зала расположены восемь ниш - вход и ниши, в которых изначально располагались статуи семи основных богов древних римлян. Теперь же в этих нишах расположены статуи христианских святых.

В средневековые времена существование Пантеона было под угрозой. Так как Римская Империя пала, все, что напоминала о ней в раннем христианстве, считалось языческим. Но, благодаря папе Бонифацию IV, храм был облюбован верующими и освящен в церковь.
Христианская вера оставила свои следы на стенах и в интерьере Пантеона. На стенах появились фрески и иконы, алтарь и скульптуры святых стали частью современного храма, а захоронения великих людей той эпохи придают памятнику еще большую ценность. В различные времена здесь были похоронены не только выдающиеся деятели искусств (дель Вага, Карраччии, Рафаель Санти со своей невестой, Арканджелло Корелли и т.д.), но и представители королевской династии Савойской.

Пантеон Агриппы - это действительно ценный памятник античной архитектуры, который смог, спустя века, донести до нас свой исторический облик.

Пантеон открыт ежедневно с 9 до 19.00, вход бесплатный (ведь это действующая церковь), лучше всего посещать с утра в 9-10 - в это время меньше всего туристов.

Заказать интересную Обзорную экскурсию по Риму с посещением Пантеона можно написав на почту [email protected] или по телефону +39 3275381738 (также viber, whats"app)